Психологические особенности взаимосвязи речевого дефекта и тревожности личности
Эмоциональная составляющая внутренней картины речевого дефекта является проявлением действия механизмов, обеспечивающих контроль за степенью адаптации личности в сложившейся ситуации. Она определяется тем, насколько конкретная ситуация позволяет реализовать жизненные ценности субъекта, соответствует удовлетворению его потребностей. Как программа адаптивного поведения внутренняя картина дефекта формируется под влиянием ценностных образований личности, играющих ключевую роль в ее становлении.
Эмоции проявляются в форме различных переживаний, среди них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов деятельности человека. Последствия тревоги меняются в зависимости от ее степени и сложности деятельности. Речь особенно чувствительна к тревоге. Кроме того, одни люди склонны проявлять тревогу всегда и везде, другие проявляют ее лишь время от времени, в зависимости от обстоятельств.
Известно, что в обучении лиц с речевыми нарушениями недостаточно учитываются психологические аспекты проявлений тревожности. Отмечается снижение активности таких лиц в учебном процессе, их неумение оценивать и соотносить свои возможности с требованиями социума, что, в конце концов, негативно сказывается на выборе ими жизненных стратегий. В современной общей и специальной психологии недостаточное внимание уделяется изучению тревожности личности с речевыми дефектами, а также возможности их личностного самоопределения, что предусматривает необходимость обращения к достижениям науки, которые способствуют развитию личности.
Ощущение собственного несовершенства - нормальные человеческие чувства. Но человек начинает бороться с этими чувствами, они толкают его к тому, чтобы развить свои возможности, достичь в чем-то совершенства. Это движущая сила развития. Ощущение собственной неполноценности порождает борьбу.
Продолжения трудовой деятельности у граждан пенсионного возраста является фактором, как решения, так и возникновения у них социальных и психологических проблем. При этом главной проблемой трудовой деятельности части пенсионеров является отсутствие возможности достойно обеспечить себя только за счет пенсионных выплат. В то же время, трудовая деятельность граждан пенсионного возраста помогает им конструктивно решить ряд сложных социальных и психологических проблем, присущих многим из их неработающих сверстников: преодолеть ощущение одиночества, пассивность, кризис выхода на пенсию и др. Многие специалисты утверждают, что пожилые люди пенсионного возраста, которые активно занимаются общественно-полезной деятельностью, живут дольше и страдают меньшим числом болезней, чем пенсионеры, которые не работают. Однако нельзя идеализировать психологическое состояние работающего пенсионера. В процессе трудовой деятельности часто возникают конфликты (с начальниками, коллегами, подчиненными, потребителям товаров и услуг). При этом, в конфликтном взаимодействии иногда не учитывают возраст. Причиной стрессов может стать и производственное задание, особенно, если его не удается выполнить вовремя и качественно. Наконец, работник пенсионного возраста может эмоционально переживать за свое возможное увольнение как пенсионера. Общей психологической проблемой работающих и неработающих граждан пенсионного возраста является потеря друзей и родных, которая происходит именно в этом возрасте. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека пожилого возраста на одиночество. Но если неработающий пенсионер лишается возможности общения и посильной помощи, то работающий может компенсировать на работе отсутствие общения дома. Работающие пенсионеры имеют значительно больше возможностей для применения своих творческих способностей и личностного потенциала, саморазвития и самореализации. Благодаря этому они более активны и ответственны.
Выделяют следующие социальные и психологические проблемы работающих пенсионеров, требующих их социального обслуживания:
- смерть родных и близких, сужение круга общения;
- негативное отношение к работе (например, дискриминация по возрасту);
- неинтересная нетворческая работа, которая воспринимается как бесполезная потеря последнего жизненного времени;
- вынужденная трудовая деятельность из-за невозможности прожить на пенсию;
- опасные и вредные факторы, которые влияют на организм в процессе трудовой деятельности и отражаются на психическом состоянии;
- конфликты на работе (с начальником, коллегами, подчиненными, потребителями товаров и услуг);
- стрессы на работе, связанные с высокими производственными нагрузками;
- личностные и характерологические изменения, вызванные старением и негативно влияющие на трудовую деятельность;
- опасения увольнения из-за пенсионного возраста, запрет одновременного получения зарплаты и пенсии.
Работающие граждане пенсионного возраста, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающиеся в посторонней помощи для их решения, могут обращаться в социальные службы, то есть предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, а также к гражданам, оказывающим социальные услуги.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)