Особенности карьерных ориентаций будущих специалистов по физической реабилитации
В контексте современной социально-экономической ситуации актуальным является вопрос, связанный с построением и развитием карьеры, поскольку именно данный процесс дает возможность человеку реализовать свои способности, удовлетворить собственные потребности. Особый интерес в данной сфере представляют особенности карьерных ориентаций будущих специалистов по физической реабилитации, поскольку в России на государственном уровне окончательно не решен вопрос о возможностях их трудоустройства в учреждениях, подчиненных Минздраву. Заметим, сейчас подготовка кадров по направлению «Здоровье человека» в России осуществляется в условиях неурегулированного правового поля деятельности специалистов по физической реабилитации, в основном без учета международного опыта, на основании субъективной трактовки места и роли физической реабилитации в национальных системах физической культуры и здравоохранения.
Перспективы развития реабилитационной отрасли во многом определяются по карьерной ориентации будущих специалистов, предоставленными условиями для реализации их потенциала после окончания вуза. Сознательное планирование профессиональной карьеры выступает при этом психологической основой самореализации субъекта в профессиональной деятельности.
Карьерная ориентация традиционно рассматривается как элемент профессиональной Я-концепции субъекта, смысловая диспозиция, отражающая приоритетное направление профессионального продвижения. Основными видами карьерных ориентаций является ориентация на вертикальную карьеру (попытки к продвижению в социально-профессиональной иерархии) и ориентация на горизонтальную карьеру (стремление к профессиональному росту, мастерству), критерием выделения которых является ценностный вектор профессионального развития субъектов объекта.
Цель исследования- изучение структуры карьерных ориентаций будущих специалистов по физической реабилитации, в связи с чем было введено эмпирическое исследование. Для диагностики карьерных ориентаций использовалась русская адаптация теста. Тест содержит восемь шкал: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. В исследовании приняли участие 50 студентов старших курсов направления подготовки «Здоровье человека» в возрасте 21-22 года.
Исследование выявило ряд особенностей проявления карьерных ориентаций будущих специалистов по физической реабилитации. В частности, по шкале профессиональной компетентности были зафиксированы низкие показатели. Это можно объяснить тем, что студенты-выпускники не видят своего профессионального развития в рамках выбранной профессии. Очевидно, негативное значение имеет ситуация, связанная с отсутствием должности «реабилитолог» в инструктивных документах системы здравоохранения. Выпускники медицинских колледжей, которые получают высшее образование по данному направлению «Здоровье человека», могут работать в поликлиниках и больницах, занимая только должности среднего медицинского персонала: инструктор лечебной физкультуры, массажист.
Наиболее высокие показатели были продемонстрированы по шкале «предпринимательство». Это свидетельствует о формировании зрелой личности, готовой к преодолению препятствий, к риску. Среди карьерных приоритетов студентов также карьерная ориентация «интеграция стилей жизни». Данный «карьерный якорь» отражает направленность личности на сбалансированность индивидуальных потребностей, интересов семьи и профессионального продвижения. Эта карьерная ориентация отражает дилемму «работа - отдых», что рассматривается в рамках экономической психологии, определяет ставку заработной платы, на которую претендует субъект. Студенты с преобладанием карьерной ориентации «интеграция стилей жизни» отличаются мотивацией избегать неудач, они характеризуются восприятием себя как активного и динамического человека, общительного, готового к сотрудничеству и совместной работе, что безусловно, является обязательным для специалистов-реабилитологов, профессиональная деятельность которых разворачивается в системе «Человек - человек».
Таким образом, анализ результатов исследования показал четкое влияние специфики выбранной профессии и нерешенных проблем рынка труда на карьерную ориентацию студентов.
Масс-медийная составляющая в воспитательном процессе развития современной личности
Будущее существования человечества полностью зависит от прихода к элитным, властным и профессиональным структурам нового поколения высокообразованных личностей.
Проблема формирования и реализации новой модели существования человечества или так называемого «нового мирового порядка» надвигается на правительства, международные влиятельные организации на всех игроков политической деятельности на планете с очень жестокими и неотложными требованиями и непредсказуемыми ранее угрозами. Темпы изменений таковы, что, даже научные и экспертные круги не в состоянии их в полностью осмыслить, проанализировать и выработать вовремя проекты реалистичных и оптимистичных решений. Реальностью существования стали бесконечные широкомасштабные изменения, в том числе, в информационно-коммуникационной и образовательной сферах деятельности человечества.
Масс-медиа в условиях бурных изменений не находят, как правило, ничего лучшего, как представление сенсационных новостей с преимущественно негативной тематикой, бесконечных шоу любой тематики и развлекательных программ.
В своих расчетах медиакратия и телевизионные маркетологи ориентируются на рейтинг, массовость зрелищ, «серую биомассу», что уверенно гарантирует прибыли. Это ведет к тому, что на экранах и в эфире появляются все больше примитива, криминала и ненастоящих эмоций. Одновременно все меньше появляется чего-то умного, познавательного и полезного.
Интернет в это же время постепенно, но уверенно, уничтожает монополию телевидения, как на развлечения, так и на информацию. Это, например, убедительно демонстрирует американская статистика, которая указывает на такую тенденцию с 2005 года и по наше время. Перевес нахождения перед пультом вырос с 20% до 30%. В последнее время появилось все более распространенная среди молодежи и людей творческих профессий своеобразная протестная волна: проявление нонконформизма, несогласия с общественными стереотипами в виде публичного отказа от ТВ.
Только через поиск эффективных форм взаимодействия и компромиссов между государственной властью, гражданским обществом, научно-образовательной средой и средствами массовой информации в принципиальных вопросах развития человека как личности достойной новой модели существования на планете Земля, возможны реальные достижения и в других сферах прогрессивной деятельности человечества.
Психологические особенности формирования ценностной составляющей мировоззрения воспитанников философских школ Древнего Китая, как исторический опыт социализации личности в условиях современного общества
В психологической науке категория «личность» относится к кругу базовых понятий. Формирование ее происходит в результате социализации, следствием которой является усвоение человеком социального опыта, то есть превращение этого опыта в собственные ценности и ориентации.
Ценности, которые занимают центральное положение в индивидуальной системе убеждений, и становятся руководящими принципами жизни, определяют именно то, как необходимо себя вести, какое желаемое состояние или образ жизни, достойны или недостойны того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.
Обращаясь к истокам формирования мировоззрения людей, отметим значимость его ценностной составляющей, основу которой всегда составляли духовность и мораль. Оценить психологические особенности формирования ценностной составляющей можно только, сравнивая их с аналогичными особенностями других государств в историческом контексте.
Учитывая вышесказанное, интересным в плане сравнения исторического опыта социализации и ценностных достижений выглядит опыт древнего Китая, где в существовавших тогда философских школах, в результате воспитательного процесса формировался идеал «совершенно мудрой личности».
Несмотря на значимость достижений в деле формирования ценностной составляющей мировоззрения воспитанников философскими школами древнего Китая, для опыта социализации личности в условиях современного общества на данный момент эта проблема почти не исследована.
Современными исследователями основательно исследуется понятие социализации. В социальную психологию это понятие было введено в 40-50-х гг. прошлого века психологами А. Бандурой, Дж. Кольманом и др. Со временем, получив разную интерпретацию в научных школах, наиболее приемлемым стало определение социализации в диспозиционной концепции регуляции социального поведения. Она рассматривалась, как иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени того, как вписаны в общественные отношения.
Вместе с тем, исследователи уделяют большое внимание стадиям социализации, среди которых выделяют стадию индивидуализации, в процессе которой именно формируется духовно-моральная ценностная составляющая мировоззрения личности.
Многовековая ориентация на острые этико-политические и социально-административные проблемы способствовали тому, что древнекитайские мыслители еще в 6-4 вв. до н.э. хорошо осознавали непростую социологическую истину. Согласно этой истины общество, прежде всего несколько упорядоченное, и поэтому обязано подчиняться системе общепринятых условностей, обязательных правил поведения и норм жизни, закрепленных в устойчивых и автоматически реализованных стереотипах. Как результат, мудрецы или группы мудрецов начинают создавать образовательные системы, среди которых выделяются философские школы, где в условиях учебно-воспитательного процесса происходил «целенаправленный процесс формирования личности».
Психологическую основу формирования ценностной составляющей мировоззрения воспитанников составляла существующая специфика мысли и система мышления (древнекитайский менталитет).Они были обусловлены социальной структурой Китая с его почти абсолютным господством семейно-клановых, общинно-родовых и вассально-иерархических связей: авторитет мудрости давних мыслителей, как общепризнанный эталон; принцип составления текстов, которые рассматривались, как символ, знак того, что учили Порядку, восхвалению общепринятых норм.
Опираясь в своем учении на идеи социальной гармонии, соответствия эталону, самосовершенствования индивида, формируя ценностное существо своих воспитанников, китайскими философами активно разрабатывалась идея о категории «Дао-Де». «Дао-Де» обобщала телесно-духовное бытие Поднебесной и исторически предшествовала возникновению в древнекитайской философии направлений даосизма, конфуцианства и легизма. В даосизме оно проводилось на основе духовно-поведенческой нормы «цзы жань» («естественности»), в конфуцианстве - на основе «ли» («ритуала»), в легизме - на основе «фа» («закона»).
По мнению основателей философских школ, (Конфуция, Мо-Цзы, Мен-Цзы, Шан-Яна и других), формированию образа «цзюнь-цзы» («Сына Поднебесной») у подчиненных могли бы способствовать введенные планы и разработанные для учебно-воспитательного процесса этические категории, среди которых выделялись «ли» («законность») и «жень» («человечность»).
Таким образом, актуализация данной проблематики придает значительный исторический опыт социализации личности в условиях современного общества, и требует более тщательного исследования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)