Особенности формирования личности в контексте распространения идеи инклюзии
Биомедицинские технологии становятся неотъемлемой частью человеческого бытия, ведь затрагивают такие важные факторы развития как самовоспроизведение (проблема абортов, искусственного оплодотворения, генной инженерии, клонирование), выявления наследственных особенностей и болезней, определение статуса личностной (эмбриональной) жизни, собственно меняют подход к самому факту существования. Такой прогресс неизбежно отражается на самоидентификации и социализации личности, на экзистенциальном ощущении присутствия конкретного человека в кем-то запрограммированном мире. Стремление к качественной жизни выливается в расширении евгеники - биогенетическом и социальном программировании человечества для наследования одаренности и ограничения передачи наследственных болезней. Особое звучание проблемы евгеники приобретают в морально-этическом плане, ведь часто идут вразрез или трансформируют традиционную мораль, порождая идеи селекции рас, народов (как в случае с нацизмом), людей с инвалидностью. Особенностью нового либерального типа евгеники является индивидуальное планирование судьбы ребенка со стороны потенциальных родителей. Это нарушает этические вопросы о границе вмешательства в наследственные качества человека и отношение к ним, определение нормального и патологического, законного и криминального вмешательства в сущность бытия.
Быстрое и бесконтрольное прогрессирование евгеники, требует активизации «этики возможности быть собой». Известный немецкий философ Ю. Хабермас формулирует ряд тем для моральных дискурсов. В частности, он поднимает вопрос потери самостоятельности личности, сведение ее к запрограммированному материалу. Важным для каждого человека является понимание потребности гармоничного переплетения физического состояния человека, тела, природы и духовной самоидентификации. Как отмечает ученый, личность способна чувствовать себя одним целым со своим телом, как продолжение органического лона, из которого она родилась. Необходимо преодолеть бегство от себя, нежелание быть «Я», желать себе нового «Я». Таким образом, восприятие собственных физических особенностей становится залогом личностного роста. Значительный интерес вызывает поднятая этическая проблема «ценной» и «неценной» жизни, при которой ребенок может родиться только при условии соответствия параметрам качества. При этом, легализация данного принципа будет предусматривать ответственность как за пренатальное вмешательство, так и за отказ от него. Психологическим моментом данного вопроса становится ощущение желательности или нежелательности ребенка, которая сопровождается переживаниями и неуверенностью, страхом и потерей смысла жизни.
Тенденция к повышению качества жизни приводит к популяризации сверхвозможностей индивида, к генной корректировке творческих задатков, формированию идеальных образов современного человека. Программируется своеобразный искусственный отбор. Человек с инвалидностью часто рассматривается как их антипод, который нужно исправить. Осознание же родителями, окружением, обществом неспособности ребенка соответствовать определенному образу (особенно через физические проблемы) приводит к разочарованию и отчуждению от социальной жизни. Как результат, происходит продуцирование в обществе противоречивых качеств - нарциссизма или конформизма. В свою очередь, процесс формирования личности предусматривает просмотр запрограммированных ожиданий и критическое переосмысление процесса становления в социуме, поиск собственной сущности. Как родители, так и студенческий коллектив, общественные организации должны ориентировать молодого человека не только на стороннюю опеку, но и на самостоятельный выбор и ответственность. Собственно, в этом и заключается ценность и значимость человеческой жизни.
Таким образом, появление новых вызовов жизни требует ответственного обсуждения, ведь затрагивает смысловые жизненные ценности человека, вмешательства в процесс формирования личности через искусственный отбор.
Готовность личности к публичной политической деятельности
Изменения в общественно-политической жизни России характеризуются активным включением в социальные преобразования молодежи, и соответственно усилением ее роли в развитии независимого демократического государства. Особенно актуальными являются проблемы в интегрированной образовательной среде для молодежи с особыми потребностями. Для того, чтобы участие такой молодежи было эффективным и целенаправленным, следует обеспечить формирование ее готовности к публичной политической деятельности. Одной из ведущих социальных потребностей молодого человека с особыми потребностями является самовыражение, самореализация и самоутверждение, что может удовлетворяться лишь в контексте общественных связей, отношений, в том числе и в процессе публичной политической деятельности. Именно поэтому политическое участие молодежи с особыми потребностями рассматривают как непременную содержательную составляющую социализации и становления личности в интегрированной среде, а также условие дальнейших демократических преобразований общества.
В российской социологии и психологии активно изучались различные формы, причины и факторы политического участия личности и ее трансформационные функции в обществе. К числу наиболее важных результатов можно отнести вывод, что для переходного российского общества характерен умеренный выраженный интерес граждан к политике, стабильно низкий уровень вовлеченности в организованные формы политической активности, низкая политическая эффективность (ощущение беспомощности перед властью) и низкий уровень политической компетентности. Эти результаты дают основания для определения нашего видения данной проблемы через:
- анализ социально-психологических черт молодого человека, который в современном обществе играет активную преобразующую роль;
- уточнение дефиниции понятий «социальная личность», «политическая активность», «политическое участие»;
- структурирование знаний о составляющих публичной политической активности личности и взаимосвязи между ними на основе построенной модели феномена, что стало важным фактором формирования и психологического сопровождения становления политического участия, ее активизации.
Публичная политическая деятельность - это деятельность как отдельных людей, так и крупных общественных групп, направленная на реализацию собственных политических интересов, прежде всего борьбы, завоевания, использования и удержания власти. Целью публичной политической деятельности является направленность на обеспечение оптимально возможного в определенном обществе и в конкретных условиях демократического осуществления позитивных общественно-политических изменений, которые хочет видеть народ, участвуя в публичной политике.
На публичную политическую деятельность субъектов в целом влияют такие факторы как мотивационная структура политической деятельности, психолого-политическая и правовая культура, социально-экономические условия, идеология, политические доктрины и тому подобное.
Успех в публичной политической деятельности достигается благодаря многим обстоятельствам, но больше всего он зависит от личных психологических качеств и подготовленности к такой деятельности. Публичная политическая деятельность требует сформированности таких качеств личности: кумулятивность, компетентность, инновационность, политическая гибкость, динамизм, организационные способности, умение выделять проблему, политическое представление, владение политическими технологиями.
Сравнительный анализ проявления гражданской ответственности указывает на неопределенную направленность молодежи в политическую жизнь. Хотя молодые люди и проявляют готовность к активным действиям, у большинства представителей студенчества несформированная установка на самостоятельную активную ответственную деятельность в сфере социальных событий и интерес к политической жизни страны. Молодые люди не готовы и не хотят осваивать новые формы социальной активности, не ставят целью самореализовываться в политических и общественных объединениях через которые реализуются конструктивное взаимодействие с властью и активное политическое участие.
Половые особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте
Как известно, эффективный учебно-воспитательный процесс предполагает наличие общей положительной модальности психических состояний учащихся. Негативные эмоциональные состояния оказывают тормозящее и деформирующей влияние на общее развитие школьника, становление его познавательной сферы. В свою очередь, положительно окрашенные эмоциональные состояния, которые дают личности ощущение защищенности, собственной значимости, оптимизма, стимулируют ее познавательную активность и помогают избегать конфликтов в общении с окружающими. В последнее время привлекает внимание тенденция прогрессирующего развития неблагоприятных психических состояний учащихся, что может определяться их чрезмерной агрессивностью.
В научной литературе агрессивность в большинстве понимается как психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям. Она может выступать и как ситуативный кратковременный процесс, и как длительное психическое состояние личности. В последнем случае агрессивность может превратиться в свойство личности вследствие недостатков воспитания, или как симптом психического расстройства. Агрессивность, как личностная характеристика подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, и проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности. В подростковом возрасте, в силу его сложности и противоречивости, внутренних и внешних условий развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая условия для возникновения и проявления агрессивности.
Исследование было направлено на сравнительно мало изученный, но интересный аспект - половые особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе ООШ с участием 45 учеников 7-х классов (26 юношей и 19 девушек). В ходе исследования применялись: опросник на выявление уровня агрессивности, методика А. Басса и А. Дарки (для определения показателей и форм агрессии), тест ситуаций (В. И. Шебановой).
Полученные в ходе исследования результаты показали, что:
- более 25% исследуемых учеников-подростков по всем методикам имеют высокий уровень агрессивности, то есть склонны к открытым деструктивным действиям;
- у ребят средние показатели агрессивности по всем методикам, больше, чем у девушек, следовательно, можно говорить о большей склонности ребят к агрессивным действиям в процессе решения проблемных вопросов;
- по индексу агрессивности и по индексу враждебности опросника Басса-Дарки ребята имеют достоверно более высокие показатели, чем девушки;
- на достоверном уровне показатель недеструктивной агрессии по тесту ситуаций у девушек выше, чем у мужчин;
- у девушек достоверно выше на уровне тенденции также показатели раздражительности, чувства вины по опроснику Басса-Дарки, и показатель дефицитарной агрессии;
- показатель индекса конструктивности у девушек негативно коррелирует с индексом враждебности, показателями физической агрессии, вербальной агрессии, косвенной агрессии и показателем обиды.
Поэтому, для коррекции агрессивности у учащихся подросткового возраста, целесообразно использовать специально разработанные тренинговые программы, которые будут способствовать оптимизации взаимодействия между подростками и их окружением, овладению ими знаниями о природе агрессивности, механизмы ее проявления и методы ее коррекции, что в результате позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)