Психологические факторы эффективного профессионального самоопределения
Развитие личности, способной к самоактуализации и самореализации, является актуальной проблемой современной психологии. Особое значение отводится студентам с ограниченными возможностями. Это обусловлено, прежде всего, изменением статуса людей с ограниченными возможностями в современном обществе; признанием их права на независимое существование и самостоятельное жизненное самоопределение.
Изучение значения и роли образования в профессиональном самоопределении личности является актуальным еще и потому, что в последние годы изменялись экономические, политические и социокультурные обстоятельства жизнедеятельности личности и общества, утвердились новые приоритеты и ценности.
Студенты с ограниченными возможностями нуждаются в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развития психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом.
Формирование личности как субъекта труда - это процесс длительный. Он начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Его важно осмысливать как целостность, как систему.
На каждой стадии профессионального самоопределения, личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые сознательно соотносятся с выработанными обществом требованиями и нормами, традициями и правилами (также и будущей профессиональной деятельностью). Позже они целенаправленно реализуются в жизни в соответствии с индивидуальными «ресурсами», социальными интересами, потребностями и ценностными ориентациями будущего специалиста.
Как свидетельствуют результаты анализа психологических исследований, в процессе обучения студент имеет ряд проблем: адаптация в период обучения, экзистенциальные проблемы (проблема смысла жизни, профессионального самоопределения, мотивации, самоуважения, жизненного самоопределения, свободы выбора и т.п.). Для их решения необходимо проявление личностного участия, разделение осознания проблемы, «принятие» человека, построение такой системы психологического сопровождения студента, которая бы в полной мере способствовала расширению задач самоопределения в студенческом возрасте и учитывала бы реалии образовательного процесса.
Основными психологическими факторами профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями являются: системность и целенаправленность психологической работы; полисубъектность и личностная ориентированность на формирование ситуации самоопределения личности; направленность психологической работы на персонализацию студентов.
Факторы профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями включают следующие компоненты: диагностика личностного развития, психологическая помощь (индивидуальное консультирование, на занятиях - анализ проблемной ситуации), система тренингов личностного роста, и, учитывая специфику развития личности с ограниченными возможностями - работа по стабилизации ее эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, главными условиями эффективного профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов являются:
- учет влияния различных социальных факторов на выбор профессии;
- сформированность мотивационной сферы, взаимосвязи социальных, учебных, познавательных и профессиональных интересов личности;
- социально-психологическая готовность к решению практических задач в современных условиях.
Развитие интереса к учебным предметам как важный фактор сохранения здоровья студентов
Образовательная среда высшего учебного заведения является фактором профессионально-личностного развития студента при условии интеграции ценностей, смыслов и норм, влияющих на их качество жизни и которые содержатся в образовательном пространстве учреждения. В этом смысле, среда уже не просто некоторое образовательное пространство - это уже важная социокультурная характеристика высшего учебного заведения, поскольку образовательная среда охватывает комплекс природных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно на качество жизни и деятельность людей. Поэтому, чем полнее личность использует возможности образовательной среды, тем активнее происходит ее саморазвитие. К решению проблемы сохранения здоровья студента необходимо подходить с позиций полноты развития личности.
Важным фактором сохранения здоровья ученика, студента является развитие интереса к учебному предмету. Обучение без интереса - насилие над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья - как через формирование усталости, так и само по себе. Если утомление отражает изменения в организме, которые наступают в результате роботы, то усталость, в частности, характеризует отношение студента к учениям. Так, при выполнении неинтересной работы ускоряются процессы торможения, хотя объем задач может быть небольшим. Итак, утомление опережает усталость, поэтому при изменении характера работы студент может показать высокую работоспособность. Таким образом, психоэмоциональное состояние, в котором находится студент на лекции или практическом занятии, является важной составляющей сохранения его здоровья.
Среди важнейших факторов, из которых складывается интерес к изучению учебного предмета, можно назвать следующие:
- разнообразие форм и методов работы на занятии;
- использование нестандартных, творческих задач на практических занятиях и в самостоятельной (индивидуальной) работе;
- наличие мотивации к учебной деятельности и методы повышения ее эффективности;
- психологический климат на занятии;
- система оценивания результатов обучения;
- личностно-ориентированный подход к студенту;
- личность преподавателя.
Актуальной в образовании остается проблема творчества. Творчество - это не только успех, а долгий процесс познания, установления отношений со студентами. Педагогу необходимо рассудительно относиться к каждому студенту, развивать свои творческие способности. Ни одна учебная дисциплина не имеет системы учебного материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения. Это может быть осуществлено только при условии активной творческой деятельности самого преподавателя: отбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действий по их получению и созиданию. Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества) и активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар), направлены на самопознание и самосовершенствование.
Таким образом, развитие интереса к учебному предмету должно стать важным фактором образовательной среды, составляющей системы условий сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)