Поиск возможностей
Поддерживая ребенка
Один из важнейших факторов, который влияет на будущее вашего ребенка – это видения и убеждения родителей касательно его способностей. Ежедневно родители сталкиваются с «ярлыками», которые «навешиваются» на их ребенка. Со временем это может негативно влиять на формирование позитивного отношения. Никто не любит, когда ему напоминают о том, что он не может делать.
Большинство из нас хочет представить себя лучше, подчеркивая то, что может делать. Мы быстро учимся в процессе того, как с нашей поддержкой, поощрением и одобрением, растут наши дети и учатся многим вещам. Мир стремительно меняется. В частности, изменилось и отношение людей. Распространилось понимание, что все дети и взрослые способны расти и развиваться.
Принятие и формирование позитивного подхода к развитию вашего ребенка часто требует умения выходить за пределы привычного мышления. Прежде всего, это требует осознания, что перед нами, прежде всего, ребенок, а уже потом – ребенок с особыми потребностями. Неповторимый ребенок есть и ученик, и учитель одновременно. Так, часто вы, как родители, можете не только многому научить своего ребенка, но и сами научиться у него. Большинство родителей признают, что они многому научились у своих детей.
Если мы, как родители, будем сначала принимать наших детей со всеми их способностями, навыками, потенциалом, который они приносят в этот мир, мы и в дальнейшем будем видеть их именно в таком свете. Ограничения, с которыми они сталкиваются, нужно рассматривать как барьеры, которые нужно преодолевать, оказывая поддержку, одновременно помогать развить полный потенциал ребенка. Такое мышление не означает, что родители отвергают тот факт, что ребенок имеет определенные нарушения развития. Такое мышление сосредоточивает внимание на положительных качествах, которые родители хотят развивать у своих детей. Каждый из нас стремится сделать свой вклад в эту жизнь и хочет быть оцененным за умение и способности. Поиск путей и способов определения умений и способностей в наших детях усилит их дальнейшее развитие.
Формирование положительного восприятия зависит от того, как мы воспринимаем и взаимодействуем с другими людьми, какие слова мы используем, описывая их. Если мы, как родители, говорим о наших детях с уважением, другие люди также будут делать это.
Говоря о своих детях, используйте слова, описывающие их способности. Навсегда откажитесь от слов, описывающих их неспособность к чему-либо. Когда представляя нашего ребенка, мы отмечаем, что у него нарушения развития или особые потребности, таким образом отвлекаем внимание людей от главного – от самого ребенка, от его сильных сторон, способностей, интересов.
Говоря о ребенке или взрослом с нарушениями развития, инвалидностью, особыми потребностями, мы должны говорить сначала, что это ребенок / человек, который имеет определенные способности, любит делать определенные вещи, и только потом указывать нарушения развития или трудности, которые он имеет.
Леночка – ребенок, который любит музыку, читать книги и проводить время со своими друзьями. У Лены синдром Дауна.
Коля любит рассказывать о динозаврах, считать и различные математические игры. У Коли – расстройства аутистического спектра.
Формирование соответствующих отношений с другими детьми и взрослыми поможет им научиться быть другом для вашего ребенка. Создание фото или видео галереи о вашем ребенке поможет документировать его развитие, достижения и интересы. Это также поможет вашему ребенку рассказывать о своих интересах и предпочтениях и, таким образом, быть интересным для других, а значит – находить новых друзей.
Документирование успехов и интересов вашего ребенка, эпизодов его жизни, может также помочь в его дальнейшем обучении в школе. Эта информация будет очень полезной для педагогов, работающих с вашим ребенком.
Принятие решений
Наша детская самоидентификация начиналась со слов, которыми нас описывали взрослые. Поэтому родителям важно помнить о следующем:
- Говорите о своих детях и со своими детьми таким образом, чтобы описывать их сильные стороны и способности.
- Поощряйте детей к обучению и дальнейшему развитию своих способностей.
- Попросите педагогов, работающих с вашим ребенком, делать то же самое.
- Признавайте, что каждый человек время от времени нуждается в помощи. Мы скорее взаимозависимы, чем независимы.
- Поощряйте своих детей учиться делать выбор, независимо от возраста или определенных ограничений; находите возможности предлагать различные варианты для этого.
- Все вышеперечисленное требует практики.
Развивать самоопределение у детей с особыми потребностями важно по многим причинам. В международных документах самоидентификация определяется как результат, требующий принятия и борьбы за нее.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)