Сила слова в изменении восприятия
То, какие слова мы используем, может рассказать о нашем восприятии человека или ситуации. Можно изменить восприятие и модель поведения, изменяя слова, которыми характеризуют человека или ситуацию. Каждый из нас обладает многими положительными качествами – доброта, сострадание, справедливость и другие добродетели. Каждый человек имеет как хорошо развитые, базовые добродетели, так и добродетели, над которыми еще нужно работать. Ниже мы предлагаем краткий перечень достоинств. Те, которые для вас комфортны – ваши базовые добродетели. Те, которые вам еще нужно развить – ваши «добродетели с вызовом».
Наши добродетели
Настойчивость. Объективность. Готовность помочь. Внимание. Определенность. Честность. Опрятность. Решительность. Гордость. Преданность. Усердие. Идеализм. Сочувствие. Энтузиазм. Жизнерадостность. Уверенность. Отличие. Справедливость. Сотрудничество. Гибкость. Доброта. Мужество. Умение прощать. Любовь. Вежливость. Умение дружить. Верность. Радушие. Щедрость. Скромность. Творчество. Нежность. Терпение. Целеустремленность. Уважение к другим. Тактичность. Надежность. Самодисциплина. Благодарность. Толерантность. Доверие. Понимание.
Чтобы понять силу слов, вспомните ситуацию, когда вы встречались с людьми, чьи потребности остались неудовлетворенными. Мы можем описать этих людей как «упорных», таких, которые «требуют обеспечения своих прав». Однако, эти два значения могут иметь различные оттенки и представлять различные характеристики человека. «Требовать обеспечения своих прав» – может показаться нереальным, а вот быть «настойчивым» может означать силу и уверенность в своих действиях и правах.
Подбирая такие «характеристики» человеку, в том числе и человеку с особыми потребностями, можем убедиться в том, как, в зависимости от нашего восприятия, может измениться к лучшему его жизнь. Как родители, мы можем использовать достоинства, добродетели, для того, чтобы моделировать наше отношение в позитивном направлении.
Предлагаем упражнение, чтобы изменить свое восприятие, которое вы можете делать в любое время, в любой ситуации:
Вопрос: Как вы себя чувствуете, когда вас описывает «тот, кто требует»?
Пример ответа: Возникает чувство, что тебя не ценят, что ты требуешь слишком много.
Вопрос: Почему люди могут давать такую характеристику?
Пример ответа: Чтобы не удовлетворять требования человека.
Вопрос: Как мы можем описать такое поведение, используя положительный аналог этого достоинства?
Пример ответа: Охарактеризовать человека как «настойчивого» (он знает, чего хочет и может этого добиться).
Вопрос: Как вы чувствуете себя, когда вас описывают таким образом?
Пример ответа: Сильным, уверенным, способным преодолеть препятствия.
Уместные вопросы
У всех родителей могут возникать незнакомые для них ситуации, которые будут вызывать множество вопросов. Именно благодаря вопросам эти ситуации могут стать понятными. Делать вид, что нам все понятно – это создавать новые неуверенные ситуации. Нет «глупых вопросов». Вполне нормально сообщить, что вы не понимаете ответы или попросить повторить еще раз.
Мы уже отмечали, никто не знает всех ответов на все вопросы. Ниже мы приводим примеры вопросов, которые можно задать различным специалистам.
Вопрос к медицинским работникам
Когда вы получили рецепт лекарства или описание режима, который нужно соблюдать вашему ребенку, вы можете спросить о побочном эффекте выписанных лекарств, или о следующих шагах после соблюдения соответствующего режима. Примерами вопросов могут быть следующие:
- На какие симптомы я должен обращать внимание?
- Каким образом прием лекарств может влиять на развитие ребенка?
- Есть ли другие лекарства (лечение), которые могут заменить выписанные вами?
Вопрос к педагогам
Перед тем, как отдавать ребенка в детский сад или школу, вам необходимо узнать, имеет ли это учебное заведение опыт работы с детьми с особыми потребностями, созданы ли в нем инклюзивные условия обучения. Чтобы выяснить это, вы можете задать следующие вопросы:
- Есть ли опыт работы с детьми с особыми потребностями, в частности такими, какие есть у моего ребенка?
- Каково ваше отношение к инклюзии?
- Каким, по вашему мнению, может быть уровень взаимодействия моего ребенка с его сверстниками?
- Какую дополнительную поддержку оказывает ваше учебное заведение для того, чтобы дети с особыми потребностями могли максимально активно участвовать в его жизни?
«Семейная линза»
Возможно, вы уже слышали о таком термине как «линза инвалидности», который предполагает взгляд на все процессы, происходящие в жизни общества, с точки зрения их доступности для людей с инвалидностью.
Мы хотим ознакомить вас с новым термином – «семейная линза». «Семейная линза» – это средство, которое позволяет семьям эффективно принимать участие в разработке, внедрении и применении этой политики, касающейся их жизни и членов семьи с особыми потребностями.
Законодательные документы пишут специалисты для специалистов, однако они должны служить интересам граждан. Законодательные документы обеспечивают эффективность практических мероприятий, устанавливают стандарты и создают механизмы мониторинга их соблюдения. Важно, чтобы семьи быть привлечены к этим процессам. Об этом свидетельствует беспрекословное признание значения участия семей.
Основополагающими принципами участия семей являются следующие:
- Семья является основным фактором инклюзивной жизни в обществе и инклюзивного общества.
- Дети растут в семье и все семьи должны получать необходимую поддержку для того, чтобы воспитывать и развивать своих детей в семье.
- Поддержка семей ведет к повышению общественного благополучия.
- Семьи обеспечивают преемственность в жизни своих детей, прежде всего, в жизни детей с нарушениями умственного развития, и эта поддержка должна цениться.
- Политика должна направляться на поддержку всех семей, уважение и ценность всех семей, а также способствовать инклюзии во всех аспектах семейной и общественной жизни.
- Поддержка семьям, в которой нуждаются дети или взрослые с особыми потребностями, должна предоставляться непосредственно семье.
Следующие вопросы помогут вам лучше понимать законодательные документы, которые вы планируете изучить. Знакомясь с документами, вы можете создать для себя видение общей государственной политики по определенным вопросам. Старайтесь не слишком сосредоточиваться на терминологии, используемой в законодательных документах. Больше внимания уделяйте результатам внедрения этой политики, их влиянии на инклюзию в обществе и принципах поддержки семей, указанных выше.
Вопросы, которые помогут вам осознать общую картину:
- Кто разрабатывал этот законодательный документ?
- Какие основные важные положения этого документа?
- Какие вопросы (проблемы) решает этот документ?
- Для кого будет интересным (нужным) этот документ?
- Кто больше получает пользы от этого документа?
- Кто являются ключевыми лицами в этом документе? На кого этот документ будет оказывать наибольшее влияние?
- Знаю ли я другие законодательные документы, связанные с этим вопросом?
- Каково точное значение терминов, используемых в документе?
- Какова история написания этого документа? Что за этим стоит?
- Каков процесс общественного обсуждения этого документа?
- Когда вступает в силу этот документ?
- Кто отвечает за его принятие и дальнейшее внедрение?
- Учитывает ли этот документ интересы семьи и ребенка?
- Этот законодательный документ
- Поможет вашей семье?
- Изменит роли в семье?
- Будет представлять угрозу вашему ребенку быть отделенному от семьи?
- Будет содействовать участию вашего ребенка в жизни семьи?
- Предоставит вам больше полномочий по принятию решений, касающихся жизни вашего ребенка?
- Способствовать позитивному восприятию вашего ребенка обществом?
В начале может сложиться ощущение, что поиск ответов на эти вопросы потребует слишком много времени и усилий. Вы можете обрабатывать документы самостоятельно или вместе со своими друзьями. Главное – начать!
Вопросы, касающиеся финансовых аспектов:
- Сколько это будет стоить (или приемлемо это в финансовом плане для вашей семьи)?
- Какое финансирование предусматривает введение этого документа? Больше или меньше, чем до принятия?
- Насколько сложно будет получить финансирование?
- Насколько сложно будет отчитываться за использованные средства?
- Важны качество и безопасность?
- Улучшится ли качество услуг, предусматриваемых в рамках этого документа?
- Какое влияние это окажет на будущее ребенка?
- Будет ли новый законодательный документ учитывать концепцию индивидуальных / семейных нужд?
- Кому будет подотчетна семья?
- Повлияет ли он на действенность других процедур?
- Является ли этот документ шагом вперед или шагом назад?
- Каковы долгосрочные последствия этого документа?
- Влияет ли он на другие документы в сфере политики в отношении лиц с особыми потребностями?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)