Что такое инклюзия
Инклюзия – это обо всех нас. Инклюзия – это жить полной жизнью. Инклюзия – это учиться жить вместе.
Инклюзия ценит многообразие и развивает сообщество.
Инклюзия – это о наших способностях, наших талантах и том, как мы делимся ими. Инклюзия – это не только об инвалидности или особых потребностях.
То, что детям с особыми потребностями необходима дополнительная поддержка, не может стать причиной их исключения из привычного окружения. Ведь время от времени всем детям и взрослым необходима дополнительная поддержка. Инклюзия означает, что ваш ребенок может иметь доступ ко всем услугам, которые существуют по вашему месту проживания, в том числе и образовательным. Для детей инклюзия – это возможность быть вместе с семьей, друзьями, соседями, иметь возможность отдыхать, играть, учиться с другими детьми своей общины, участвовать в жизни местного сообщества.
На что вам нужно обращать внимание при выборе учебного заведения (детского сада, а потом и школы) для вашего ребенка?
Это должно быть заведение, в котором:
- Дети с особыми потребностями активно вовлечены во все аспекты жизни учебного заведения.
- Педагоги, работая со всеми детьми (в том числе и с особыми потребностями), чувствуют себя комфортно и компетентно.
- Ресурсы учебного заведения (в том числе и дополнительные специалисты) используются эффективно и обеспечивают потребности всех детей.
- Родители являются активными партнерами в принятии решений, касающихся их детей.
- Педагоги и родители совместно отстаивают права детей с особыми потребностями.
Сотрудничество со специалистами
Вы можете начать сотрудничать с различными специалистами в разные периоды и различными способами. Эти периоды (например, рождение ребенка, усыновление, начало посещения детского сада и др.) предусматривают привлечение к сотрудничеству различных специалистов:
- медицинских работников;
- социальных работников;
- социального педагога;
- специального педагога;
- психолога;
- других специалистов.
Важно, чтобы ваши отношения со специалистами базировались на взаимном уважении, доверии, открытом общении. Ведь именно родители являются главными участниками в развитии своего ребенка, в то время как специалисты привносят в этот процесс свои специальные знания и опыт.
Ни один ребенок не появляется на свет в комплекте с методическим пособием для родителей, тем более ребенок с особыми потребностями. Часто сталкиваясь со многими вызовами, находясь в неопределенности, родители, однако, надеются на лучшее и остаются оптимистами. В то же время, зачастую родители считают, что специалисты лучше знают, что нужно их ребенку, поэтому боятся задавать вопросы, особенно когда не совсем понимают, что говорит им специалист. Однако в сотрудничестве со специалистами чрезвычайно важно, чтобы мысли и идеи родителей были услышаны.
Бывают ситуации, когда мнения родителей и специалистов не совпадают. Вы можете не соглашаться по отдельным важным вопросам. Во взвешенных отношениях между родителями и специалистами спорные вопросы решаются в процессе открытого общения. Общее желание действовать в интересах ребенка и решать все спорные вопросы поможет оказывать необходимую для вашего ребенка поддержку.
Несмотря на благие намерения в общении между родителями и специалистами могут встречаться некоторые проблемы. Их решение требует определенного времени или вмешательства третьего лица.
С каждым новым этапом развития ребенка в вашей жизни будут появляться новые специалисты, сменяя предыдущих. Это даст вам возможность получать различные взгляды по особым потребностям вашего ребенка и принимать эффективные решения относительно его поддержки.
Говоря о сотрудничестве, стоит отметить сотрудничество с другими родителями или родительскими организациями. Очень важно иметь возможность общаться с другими родителями о своих переживаниях, озвучивать вопросы, на которые вы ищете ответы. Другие родители могут поощрять вас задавать различные вопросы, отвечать на них и давать рекомендации. Помните, никто не владеет всей информацией исчерпывающе.
Если вы общаетесь со специалистами по вопросам, в которых вы некомпетентны, следующие советы помогут в этом процессе:
- Записывайте все, что говорят специалисты, или придите с тем, кто это сделает для вас.
- Подумайте над всеми вопросами, которые вас беспокоят, еще до начала встречи со специалистами.
- Заведите папку или журнал, содержащий важную информацию, как например: медицинскую историю вашего ребенка, заключение психолого-медико-педагогической консультации и тому подобное.
Если вы не согласны с мнением специалиста, вполне приемлемо сказать ему об этом, а также озвучить причины. Если вы осведомлены о типе нарушений развития вашего ребенка, стиле обучения, которому он отдает предпочтение, его стиле общения, вы сможете уверенно общаться со специалистами, опираясь на собственный опыт. Ведение записей поможет вам при смене различных специалистов.
Спросите себя:
- Какими навыками я владею, которые понадобятся в общении с специалистами?
- Каким образом я могу использовать эти навыки для поддержки и изучения интересов моего ребенка?
- Какие дополнительные навыки могут мне понадобиться?
- Кто мне может помочь развить эти навыки?
- Что мы, как семья, можем сделать, чтобы лучше подготовиться ко встрече со специалистами?
- Понимаю ли я, чего хочу для будущего моего ребенка?
- Есть ли примеры других родителей, которые я хотела (а) бы следовать?
- Могут ли другие ресурсы мне помочь?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)