ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Назовите и проанализируйте основные функции семьи.
2. Раскройте роль родителей в учебной команде.
3. Подумайте, как могут быть родители адвокатами своего ребенка.
Семинарские практические занятие Опорные понятия: семья, функции семьи, психолого-педагогическая консультация;
учебная команда, школьная община, адвокатство родителей, социальная сеть.
Устное практическое задание Подумайте, определите и обсудите роль родителей в инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Устное практическое задание 1. Воспользовавшись предложенными материалами лекций, подумайте и представьте помощника-советника для:
- учителей;
- родителей;
- детей-сверстников, обучающихся вместе с детьми с особыми потребностями.
2. Обсудите результаты в группе; лучшие советы оформите на бланках. Во время практики вы можете предложить своим помощникам -советникам школы, работающих в системе инклюзивного образования.
Упражнение «Обмен ролями».
Студентам предлагается смоделировать ситуации учебного процесса в классах, где учатся ученики с особыми потребностями. Студенты выбирают для себя роли, которые будет выполнять каждый из них (ученики, ученики с особыми потребностями, педагоги, учитель, родители учащихся с особыми потребностями). Преподаватель дает проблемную ситуацию (например, подготовка ближайшего праздника), а студенты моделируют ее, готовясь к празднику. После окончания упражнения студенты могут поделиться опытом, приобретенным во время выполнения упражнения.
Учебное упражнение 1. Заполните «родительский блокнот» и обсудите результаты, распределив роли: отца и педагога.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАПИСКА - Мой ребенок имеет успехи в таких сферах: _____________________________ _______________________________________________________________ - Признаки, указывающие на возможные трудности в обучении и необходимость большей
поддержки: _________________________________________________ - Информация, которую я могу предоставить по потребностям моего ребенка в обучении:
__________________________________________________________________
Образцы вопросов, которые можно обсудить с учителями ребенка:
- Какие успехи моего ребенка в школе в этом году? - Есть ли у вас какие-то особые замечания по его обучению или поведению? - Как школа определяет детей, которые могут иметь особые потребности в обучении? - Как я могу принять участие в оценке учебных потребностей моего ребенка?
2. В класс, в котором вы преподаете, привели ребенка с особыми образовательными потребностями. Разработайте план первой встречи с родителями.
Докажите на примере, что родители ребенка с особыми потребностями могут быть адвокатами своего ребенка.
Темы для дискуссий
1. Роль родителей в специальном и инклюзивном образовании.
2. Оценка развития ребенка родителями и специалистами.
3. Инклюзия или сегрегация - размышления родителей.
Темы для докладов и рефератов
1. Роль родителей в получении образования ребенка с особыми потребностями.
2. Инклюзия - выбор современных родителей.
3. Идеологическая основа специального и инклюзивного образования.
4. Мифы советской действительности - счастливое детство в интернате.
5. Деятельность родительских общественных организаций в России и за рубежом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)