Психолого-педагогическое сопровождение особенного ребенка
Серия учебно-практический семинаров, организованных в партнерстве с благотворительной организацией «Даун Синдром».
К семинарам привлечены специалисты 24-х детских садов общеобразовательного и специального типов, в которых воспитываются дети с синдромом Дауна.
В ходе работы первой сессии участников семинара были ознакомлены с:
- основными принципами инклюзивного образования;
- нормативно-правовым обеспечением инклюзивного образования;
- различиями между инклюзией и интеграцией;
- условиями внедрения инклюзивного образования.
В ходе работы второй сессии внимание было акцентировано на разработке индивидуальной программы для ребенка с синдромом Дауна, который воспитывается в условиях дошкольного образовательного учреждения. Участники семинара имели возможность практически поработать в малых группах и разработать индивидуальную программу развития для такого ребенка. Также участники представили свои наработки и коллективно обсудили полученные результаты.
В ходе работы первой сессии практические психологи благотворительной организации «Даун Синдром» ознакомили участников семинара с развитием ребенка с синдромом Дауна в различных сферах; с социальными факторами, которые влияют на развитие такого ребенка; с особенностями физического развития и акцентировали внимание на особенностях поведения ребенка с синдромом Дауна. Участники семинара имели возможность проанализировать причины возможного агрессивного поведения и обсудить особенности этих проявлений у детей дошкольного возраста.
В ходе работы второй сессии участникам семинара для дальнейшей работы было предложено выбрать одну из тематических секций.
Секция 1: «Особенности формирования навыков коммуникации и общения у детей с синдромом Дауна. Трудности и пути их преодоления».
Секция 2: «Особенности поведения детей с синдромом Дауна. Преодоление проявлений агрессии у ребенка с синдромом Дауна в детском коллективе».
Секция 3: «Особенности работы с ребенком от 3-х лет с синдромом Дауна - работа индивидуально и в условиях группы».
В ходе работы вышеупомянутых секций участники семинара имели возможность получить практические советы от специалистов благотворительного фонда «Даун Синдром» (логопедов и дефектологов, практических психологов) о работе с детьми дошкольного возраста, имеющих синдром Дауна.
Для успешной деятельности центра были определены следующие функции.
- информационная:
- обеспечивать информационными ресурсами о существующих услугах для детей с особыми потребностями, родителей, педагогов и других работников;
- разрабатывать информационные материалы и распространять их среди всех ключевых групп;
- образовательно-консультационная:
- давать рекомендации об определении надлежащих учебных материалов, ресурсов и оборудования для содействия процессам обучения и преподавания;
- давать консультации и организовывать учебные мероприятия по работе в инклюзивной среде для персонала учебных заведений, который работает с детьми с особыми потребностями, их родителей, как на базе учреждения, так и на базе инклюзивного ресурсного центра;
- навигационная:
- оказывать поддержку родителям детей с особыми потребностями при выявлении и получении доступа к существующим услугам для удовлетворения социальных, эмоциональных и образовательных потребностей своих детей;
- отстаивание интересов:
- отстаивание интересов на индивидуальном и системном уровнях. На индивидуальном уровне - с родителями, и поставщиками услуг с целью обеспечения доступа к образовательным и другим услугам для детей с особыми потребностями. На системном уровне инклюзивный ресурсный центр работает путем информирования различных заинтересованных сторон о дополнительных потребностях детей в учебном процессе;
- предоставление рекомендаций и компетентной информации о вопросах обучения детей с особыми потребностями в процессе разработки и внедрения нормативно-правовых документов, направленных на поддержку реализации в сотрудничестве с органами власти и неправительственными организациями;
- работать с партнерскими учебными заведениями и организациями, которые занимаются проблемами детей с особыми потребностями, для того, чтобы удовлетворять потребности и решать вопросы политики, которые касаются детей с особыми потребностями.
В результате реализации проекта инклюзивным ресурсным центром было налажено тесное сотрудничество и партнерское взаимодействие с государственными и общественными организациями, в частности с членами родительских комитетов.
Совещательным комитетом инклюзивного ресурсного центра разработан и подписан меморандум о сотрудничестве между партнерскими организациями.
Специалистам психолого-медико-педагогической комиссии в должностные обязанности добавлена такая функция деятельности, как содействие внедрению инклюзивного обучения. Создана база данных ресурсов и услуг и учреждений с инклюзивным обучением.
Специалистами инклюзивного ресурсного центра предоставляется широкая консультативная помощь для различных категорий населения. Постоянно обновляется информация на сайте психолого-медико-педагогической комиссии, которая касается обучения и воспитания детей в инклюзивной среде.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)