Глава 5. Коррекционно развивающая работа
Коррекционно- развивающая работа и ее значение в процессе обучения с нарушениями психофизического развития.
Коррекционно- развивающую работу в условиях инклюзивного обучения осуществляют специальные специалисты: коррекционный педагог, логопед, специальный психолог, социальный работник, однако, не стоят в стороне коррекционной помощи и другие участники мульти дисциплинарной команды, а именно: учителя, ассистенты учителей, музыкальные руководители, специалисты по ЛФК и др. Значительная роль в закреплении коррекционной работы принадлежит родителям.
Известно, что у детей с проблемами развития имеющими физические и (или) психические нарушения, ведущие к отклонениям в общем развитии в зависимости от характера нарушения, времени его возникновения и особенностей протекания одни недостатки могут полностью устраняться, другие - только корректироваться, некоторые - компенсироваться.
Этот алгоритм действует как в условиях специального образования, так и в условиях инклюзии, но в последнем акценты несколько смещены. Поэтому целесообразно рассмотреть основные основополагающие понятие дефектологического тезауруса.
Коррекция (от лат. Сorrection - улучшение, исправление)
1) совокупность педагогических и лечебных средств, направленных на улучшение и исправление процесса развития личности;
2) исправление отдельных недостатков у детей с психофизическими недостатками.
Первое из толкований коррекции - дефектологическое, второе - связано с использованием термина коррекции в узком смысле («коррекция произношения» - исправление недостатков произношения ребенка благодаря логопедическим средствам, «коррекция зрения» - применение оптических средств для улучшения зрительной функции).
Компенсация (от лат. Сompensatio - уравновешивание, уравнивание) - восстановление недоразвитых или нарушенных психических функций, используя сохраненные или перестраивая частично нарушенные функции. При компенсации психических функций возможно привлечение к ней реализацию новых нервных структур, раньше не принимавших в этом участия. Такие структуры функционально объединяются на основе решения общих задач.
В процессе организации коррекционно- развивающей работы с ребенком с нарушениями психофизического развития необходимо учесть компенсаторные возможности организма, то есть те положительные изменения, происходящие в развитии ребенка в целом под влиянием целенаправленного, организованного обучения. Поэтому этот вид работы в педагогической деятельности - основное и неотъемлемое условие успешного «Привлечения» ребенка к инклюзивному обучению.
Коррекционно- развивающая работа осуществляется средствами педагогического процесса - его содержанием, методикой, организационными формами. А педагогический процесс, цель которого - коррекция развития ребенка, определяется как коррекционно-направленный (следовательно — коррекционно- направленное обучение или коррекционно-направленное на воспитание).
В ходе применения коррекционно- развивающей работы в инклюзивной школе, в зависимости от потребностей и учебных возможностей ребенка, будут использоваться вспомогательные учебные технологии, методики или их модифицированные, или адаптированные элементы. Например, для ученика с нарушениями зрения в классной комнате необходимо выбрать хорошо освещенное рабочее место, определить оптимальное расстояние для списывания с доски, позаботиться о дополнительном местном освещении. Во время урока использовать увеличенную наглядность (желательно чтобы ученик имел ее на парте), по потребности разрабатывать структурированные таблицы - подсказки, использовать контрастность (вместо черного текста на белом фоне материал распечатывать на желтом) и т.д.
Если ученик имеет нарушения двигательной области, учебной команде необходимо позаботиться о возможности доступа к рабочему месту, доски (отрегулировать ее высоту), место для отдыха (отдельная комната в уютном уголке класса), предусмотреть доступность туалетной комнаты и уровень помощи в ней. Во время организации обучения учителю необходимо учитывать сложность поражения двигательной области: как общей, так и мелкой моторики, другие нарушения, которые сопровождают ребенка с церебральным параличом (снижение остроты зрения или слуха, нарушения эмоциональности, речи).
Важно до начала учебного года провести беседу с родителями ученика, поскольку на основе полученной от них информации происходить первичные изменения в классной комнате и подбирается наглядный материал для ученика.
Необходимо также учитывать, что родители играют ключевую роль в образовании и поддержке ученика с особыми образовательными потребностями. Во-первых, они - родители с правами и обязанностями, которые выступают источником информации, партнеры при разработке и внедрении программ с участием их детей, а также «потребители» предоставленного нами образования. И поэтому их мнение значимо.
Педагог инклюзивного класса, используя сотрудничество со всеми членами мультидисциплинарной команды, ориентируется на особые стратегии обучения детей с нарушениями психофизического развития.
Например, ученикам с расстройствами аутизма нужна адаптация учебной программы с учетом «триады нарушений»: социального взаимодействия, коммуникации, поведения; ученикам с нарушениями интеллекта важна есть пошаговая инструкция к выполнению задания; ученикам с нарушениями речи и языка нужна коррекция, направленная на исправление недостатков произношения и т.д. для учащихся с нарушениями слуха необходимо использовать язык жестов и другие вспомогательные средства.
Коррекционно- развивающая работа рассматривается как основа организации учебно-воспитательной работы, в частности в инклюзивной школе без целенаправленного преодоления или ослабления недостатков снижается эффективность обучения и воспитания детей: усложняется процесс овладения необходимыми для них знаниями, умениями, навыками, становление поведения, социализации личности.
Однако особенности коррекционно- развивающего воздействия определяются не столько закономерностями усвоения учебного материала, сколько его целью, определенной в соответствии с предметом коррекции, его сущности, психологических закономерностей влияния на него. Именно предмет коррекции, то есть то, что необходимо исправлять и развивать у ребенка, определяет цели, поиск специальных путей организации педагогического процесса, подбор соответствующих методических средств и содержания обучения, показатели его результативности.
Итак, коррекционно- развивающую работу обеспечивают такие компоненты педагогического процесса: целевой, организационный, содержательный, методический, результативный.
Для обеспечения профессиональной коррекционно- развивающей работы в условиях учебного заведения создается учебная команда разно профильных специалистов, участвующих в разработке и реализации индивидуального учебного плана ученика. В инклюзивной школе в состав такой команды входит: учитель, психолог, социальный педагог, методист; при необходимости приглашают медицинских работников, специалистов по реабилитации, педагогов-дефектологов (коррекционных педагогов). Также неотъемлемыми членами учебной команды будут родители ученика, с которыми обсуждаются и согласовываются все действия и меры, которые проводятся с ребенком в учебном заведении. Результатом такого сотрудничества выступает согласованная с родителями программа развития и обучения ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)