Из опыта проекта «Инклюзивное образование»
Введение проекта «Инклюзивное образование: шаг за шагом» осуществлялось фондом «Шаг за шагом» при поддержке Агентства США по международному развитию.
Целью проекта было улучшение условий для получения качественного инклюзивного образования детям с особыми потребностями в возрасте от 3 до 10 лет в условиях общеобразовательного пространства путем организации деятельности инклюзивных ресурсных центров.
Ожидалось, что по результатам проекта дети с особыми потребностями возрастом от 3 до 10 лет получат лучшее образование и социальную адаптацию в условиях инклюзивного обучения, что станет возможным благодаря объединению усилий государственных и общественных организаций, родителей и других заинтересованных сторон.
Проект способствовал созданию лучших возможностей для обучения детей с особыми потребностями в соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью.
Долгосрочной целью проекта было дальнейшее успешное участие детей с особыми потребностями в жизни общества.
Достичь цели проекта планировалась через реализацию следующих задач:
- Повышение уровня поддержки детей с особыми потребностями в условиях дошкольных и общеобразовательных учебных заведений.
- Повышение уровня компетентности родителей детей с особыми потребностями в вопросах их прав и возможностей.
- Повышение уровня компетентности педагогов, работающих с детьми с особыми потребностями в инклюзивной учебной среде.
- Повышение уровня компетентности преподавателей системы последипломного педагогического образования при оказании профессиональной поддержки педагогам, которые работают в инклюзивной учебной среде.
- Повышение уровня компетентности представителей местных органов управления образования в вопросах инклюзивного образования.
Во время реализации проекта фонд «Шаг за шагом» применял опыт реализации модели инклюзивных ресурсных центров.
Основываясь на международном опыте деятельности инклюзивных ресурсных центров, а также с учетом существующего опыта деятельности таких центров в России, предполагалось, что деятельность инклюзивных ресурсных центров в рамках проекта «Инклюзивное образование: шаг за шагом» будет направлена на две основные целевые группы, которые ближе всего связаны с обеспечением качественных образовательных услуг детям с особыми потребностями:
- родителей детей с особыми потребностями;
- педагогов инклюзивных учебных заведений.
Согласно выбранных целевых групп планировалось, что инклюзивные ресурсные центры будут созданы на базе учреждений, куда в первую очередь обращаются родители детей с особыми потребностями и педагоги, работающие в инклюзивных группах / классах:
- психолого-медико-педагогические консультации;
- институты последипломного педагогического образования.
Проектом предусматривалось, что основной целью инклюзивных ресурсных центров будет оказание поддержки:
- родителям детей с особыми потребностями;
- педагогам, работающим с этими детьми в условиях инклюзивного образования;
- распространение лучших практик инклюзивного образования путем обмена информацией и другими ресурсами.
Основными задачами инклюзивных ресурсных центров стали следующие:
- Навигация. Поддержка родителей детей с особыми потребностями при выявлении и получении доступа к существующим услугам для удовлетворения социальных, эмоциональных и образовательных потребностей своих детей.
- Обеспечение информационными ресурсами. Предоставление родителям, педагогам и другим работникам информационных ресурсов о существующих услугах для детей с особыми потребностями.
- Отстаивание интересов детей с особыми потребностями и их семей. Отстаивание интересов детей с особыми потребностями и их семей на индивидуальном и системном уровнях. На индивидуальном уровне инклюзивные ресурсные центры работают с родителями и другими поставщиками услуг с целью обеспечения доступа к образовательным и другим услугам для детей с особыми потребностями. На системном уровне инклюзивные ресурсные центры работают путем информирования различных заинтересованных сторон о дополнительных потребностях детей в учебном процессе.
Другие функции инклюзивного ресурсного центра:
- Диагностика и оценка детей с особыми потребностями с использованием современных методик и инструментария. Новый подход к оцениванию базируется на социальной модели понимания природы инвалидности и модели инклюзивного оценивания. Согласно социальной модели понимания инвалидности, оценка проводится для выявления сильных сторон детей и разработки соответствующего плана мероприятий. Инклюзивное оценивание основывается на командном подходе, в результате чего специалисты, педагоги и родители наблюдают за развитием детей и их достижениями и разрабатывают индивидуальные учебные планы, а также проводят мониторинг прогресса развития детей.
- Предоставление информации родителям о преимуществах инклюзивного образования для их детей.
- Сотрудничество с родительскими организациями и организациями людей с инвалидностью, предоставляющих услуги детям с особыми потребностями. Установление партнерских отношений с государственными органами и местными администрациями с целью содействия осуществлению инклюзивной политики в области образования в соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью.
- Обучение персонала инклюзивного ресурсного центра, специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, а также преподавателей институтов последипломного педагогического образования методикам инклюзивного обучения (особенности оценки, дифференцированное преподавание, аккомодации и модификации, совместное преподавание, партнерство с семьями и т.д.).
- Координация деятельности с областными институтами последипломного педагогического образования, осуществляющих обучение педагогов, которые проводят консультации и оказывают поддержку школам, где учатся дети с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)