Дополнительная поддержка инклюзивных учебных заведений
В большинстве стран координацию предоставления дополнительной поддержки в процессе обучения детей с особыми потребностями обеспечивают местные управления образования.
Эта координация осуществляется с помощью, которые предоставляют поддержку детям с особыми потребностями и педагогам, и привлеченные к формальному оцениванию, которое предусматривает определение дополнительных услуг и ресурсов.
При обеспечении необходимой поддержки учитываются существующие навыки школьного персонала и наличие в школе специалистов, которые могут оказать необходимую поддержку.
К примеру:
В большинстве стран мира такие категории специалистов оказывают дополнительную поддержку инклюзивным учебным заведениям при обеспечении качественного образования для детей с особыми потребностями:
- специальные педагоги со специализацией в различных видах нарушений развития;
- координаторы работы с детьми с особыми потребностями (является штатной единицей учебного заведения);
- ассистенты педагога;
- школьные консультанты;
- школьные психологи;
- медицинские психологи;
- психологи по работе с молодежью;
- психотерапевты;
- социальные работники;
- физиотерапевты;
- логопеды;
- медицинские работники;
- родители и члены общины (на общественных началах).
Очевидно, что наличие дополнительных специалистов (ассистент педагога, психолог, логопед и другие), которые работают в инклюзивных учебных заведениях, может быть недостаточным для обеспечения дополнительной поддержки детей с особыми потребностями.
Учитывая это, используются другие пути обеспечения дополнительной поддержки, а именно:
- Сотрудничество инклюзивного и специального учебных заведений на договорной основе.
- Координация и обеспечение услуг дополнительных специалистов местными управлениями образования путем организации инклюзивных ресурсных центров на базе местных управлений образования и инклюзивных учебных заведений.
А. Сотрудничество со специальными учебными заведениями.
Сотрудничество со специальными учебными заведениями может происходить по-разному:
- Педагоги специальных школ обеспечивают обучение для педагогов инклюзивных классов.
- Взаимное посещение учебных занятий - педагоги из специальных школ посещают занятия в инклюзивном классе и наоборот.
В. Организация инклюзивных ресурсных центров на базе местных управлений образования и инклюзивных учебных заведений
- Инклюзивные ресурсные центры на базе местных отделов образования
Инклюзивные ресурсные центры на базе местных отделов образования организуются на основе Положения об инклюзивном ресурсном центре. Деятельность инклюзивного ресурсного центра организует координатор центра / методист по инклюзивному образованию.
Функции координатора инклюзивного ресурсного центра:
- Сбор статистики о количестве детей с особыми потребностями, которые учатся в инклюзивных учебных заведениях.
- Сбор информации о дополнительной поддержке, необходимой для успешного обучения детей с особыми потребностями в условиях дошкольного / общеобразовательного учебного заведения.
- Сбор информации о существующих ресурсах для обеспечения дополнительной поддержки детей с особыми потребностями (специальные учебные заведения, общественные организации, занимающиеся вопросами детей с особыми потребностями и т.д.).
- Координация услуг специалистов, необходимых для детей с особыми потребностями, которые учатся в инклюзивных учебных заведениях.
- Консультирование педагогов, родителей, других членов местной общины по вопросам инклюзивного образования.
- Обеспечение учебно-методической литературой, техническими вспомогательными средствами обучения (коммуникаторы и т.д.).
Инклюзивные ресурсные центры на базе инклюзивных учебных заведений организуются на основе Положения об инклюзивном ресурсном центре. Деятельность центра организует координатор центра / заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)