Инклюзивные ресурсные центры. Международный опыт
Концепция инклюзивных ресурсных центров во всем мире продолжает развиваться, поскольку меняются взгляды общества на людей с особыми потребностями, в том числе и на людей с инвалидностью, которые все больше считаются активными членами общества, которые могут вносить вклад в его развитие при условии предоставления им дополнительной поддержки. Общая цель деятельности ресурсных центров - выявлять и координировать эту поддержку.
С начала своей деятельности большинство ресурсных центров имели только лечебную или реабилитационную направленность, в частности на выявление причин, которые привели к инвалидности, уменьшение количества последствий, и, в конце концов, лишение человека последствий инвалидности.
Сейчас уже очевиден тот факт, что успешная интеграция людей с особыми потребностями в общество возможна тогда, когда усилия направлены не только на его подготовку к жизни в обществе, но и на осуществление соответствующих изменений в самом обществе, в том числе и отношение общества к таким людям.
Именно поэтому ресурсные центры во всем мире часто выполняют обе роли:
- предоставление поддержки отдельным лицам с особыми потребностями;
- предоставление поддержки школе, семье и обществу, в которые вовлечены эти люди.
Такая двуединая направленность деятельности ресурсных центров вполне соответствует современному определению инвалидности, указанному в Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов», где отмечается, что инвалидность является результатом взаимодействия человека с инвалидностью с барьерами, которые есть в окружающей среде.
В мире действуют различные модели ресурсных центров, что частично определяется потребностями целевых пользователей или объема предоставляемых услуг. При определении модели ресурсного центра необходимо учитывать целевые группы и цели обслуживания.
Многие ресурсные центры сосредоточивают свою деятельность на содействии процессу интеграции людей с особыми потребностями в общество двумя способами:
- это развитие навыков (потенциала) представителей организаций - поставщиков услуг (учителей, социальных работников и др.), а также родителей, для того, чтобы они могли удовлетворять физические, эмоциональные, коммуникативные и другие потребности человека с особыми потребностями;
- развитие навыков и умений самого человека с особыми потребностями для того, чтобы повысить его академический, социальный, эмоциональный и физический потенциал, а также улучшить навыки самопомощи.
Существует две основные модели ресурсных центров. Эти модели появились в ответ на существующие потребности людей с инвалидностью, семей детей с особыми потребностями, работников служб домашнего ухода и поддержки или отдельных целевых групп (например, людей с нарушениями зрения).
Первая модель предоставления услуг ресурсным центром предусматривает их предоставление различными специалистами (трудотерапевт, физиотерапевт, логопед, коррекционный педагог, медицинские работники, другие специалисты) по месту потребности этих услуг. Специалисты ресурсного центра могут оказывать консультационные и информационные услуги непосредственно родителям детей с инвалидностью, педагогам учебных заведений, где учатся такие дети; другим представителям местной общины.
Вместе с предоставлением этих услуг, ресурсный центр также обеспечивает соответствующие ресурсы. Например, оборудование для повышения мобильности и самостоятельности лиц с физическими расстройствами; коммуникативное приспособление вместе с программным обеспечением, информационные материалы. Ресурсы могут предоставляться на основе кратко- или долгосрочной ссуды. Центры часто применяют ротацию оборудования или поочередное пользование им, когда человек, больше не нуждается в определенном устройстве, передает его для повторного использования другим. Услуга по распределению ресурсов в этой модели реагирует на потребности клиента, группы или общины.
Вторая модель ресурсного центра предусматривает предоставление услуг непосредственно на базе центра. Родители с детьми с особыми потребностями, работники учебных заведений, другие специалисты посещают центр, чтобы получить необходимую поддержку. Такая поддержка предусматривает консультации специалистов, наблюдения родителей за работой специалистов, чтобы продолжать ее дома, и тому подобное.
Услуги, предоставляемые на базе центра, могут предусматривать консультации специалистов в вопросах осуществления необходимой адаптации или модификации, обучения отдельным методам работы с детьми с нарушениями психофизического развития и тому подобное. Использование и распределение ресурсов осуществляются подобно первой модели ре-ресурсного центра.
Главным фактором, который влияет на выбор той или иной модели ресурсного центра, является географический - по первой модели (модель дистанционного обслуживания) работают ресурсные центры, предоставляющие услуги (ресурсы) лицам, проживающим в отдаленных районах или которым сложно приезжать в ресурсный центр. В таком случае к услугам и ресурсам, которые предоставляются по месту нахождения человека с особыми потребностями, могут добавляться ресурсы, доступные в режиме онлайн или через Интернет.
Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Главным фактором при выборе той или иной модели ресурсного центра является учет потребностей целевой группы - взрослых и детей с инвалидностью, а также их семей. Очевидно, что помимо географического фактора тот или иной выбор модели ресурсного центра зависит и от других факторов, в частности наличия соответствующих специалистов и других ресурсов, однако основным остается направленность деятельности ресурсных центров не только на уменьшение количества последствий влияния нарушений развития или инвалидности на успешную интеграцию человека с особыми потребностями в жизни общества, но и на изменения в самой среде - в семье, учебном заведении, местной общине. аких-либо отдельных частей; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и тому подобное. Интегрировать услуги означает гармонизировать и объединить их. Услуги могут быть интегрированы на разных уровнях - на уровне департаментов образования и науки, а также на уровне учебных заведений. Интеграция услуг обеспечивает их эффективное использование и предотвращает дублирование усилий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)