Инклюзивное образование
Инклюзивное образование, или создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе общего образования, является не только проявлением демократичности общества, которое должно обеспечивать права своих граждан, но и международным обязательствам страны, связанным с ратификацией Россией Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов». В статье «Образование» этой конвенции указано, что государства-участники конвенции должны внедрять инклюзивное образование на всех уровнях системы образования.
В России на этом пути осуществлено немало изменений, как на уровне законодательства, так и на уровне практики:
- внесены изменения в основные законы о развитии и внедрении инклюзивного образования;
- созданы условия для обучения молодежи с особыми образовательными потребностями на базе многих дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведений;
- осуществляется подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды и тому подобное.
В то же время, до сих пор много вызовов стоит на этом пути: это нехватка ресурсов, опыта, понимания основных преимуществ новой философии образования.
Именно на преодоление вызовов, связанных с обеспечением одного из основных прав каждого человека - права на образование, был направлен проект «Инклюзивное образование: шаг за шагом», который внедрялся фондом «Шаг за шагом» при поддержке Агентства США по международному развитию. Общая цель проекта заключалась в улучшении условий получения образования для детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и младшего школьного возраста путем открытия инклюзивных ресурсных центров, организованных для обеспечения комплексной поддержки родителей детей с особыми потребностями и педагогов, работающих с этими детьми.
Такие инклюзивные ресурсные центры были созданы на базе психолого-медико-педагогических консультаций. Вновь созданные инклюзивные ресурсные центры предоставляли методическую, информационную, консультационную поддержку родителям детей с особыми потребностями и педагогам, работающим с этими детьми, а также отстаивают права этих детей и их родителей.
Как бы ни отличались функции всех этих центров с учетом потребностей целевых групп на местах, все они в своей деятельности руководствуются общими ценностями и убеждениями, а именно:
- Все дети могут учиться разными способами и в разном темпе.
- Все дети имеют индивидуальные способности и потребности.
- Получение качественного образования всеми детьми - это право каждого ребенка, а обязанность государства - обеспечить все необходимые условия для реализации этого права.
- Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе и дети с инвалидностью, могут потребовать в процессе обучения дополнительные услуги в сфере здравоохранения, социальной защиты и т.д., которые надо максимально приблизить к ребенку, то есть предоставлять на базе учебного заведения.
- Все граждане хотят чувствовать, что они являются частью общества и их ценят и с уважением относятся к их различиям.
Поэтому создание и дальнейшее развитие сети инклюзивных ресурсных центров как одного из основных источников предоставления дополнительной поддержки детям с особыми образовательными потребностями и их семьям является важным направлением в реформировании системы образования этой категории детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)