Критерии и показатели эффективности социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями в инклюзивном образовательном пространстве
Актуальность разработки критериев эффективности социально-педагогической работы в инклюзивном образовательном заведении определяется курсом на внедрение инклюзивного обучения и отсутствием научного обоснования и опыта практического использования методов оценки результатов деятельности субъектов инклюзивного образовательного пространства. Особенно это касается высших учебных заведений, в которых пока только осуществляются намерения внедрения инклюзивного обучения.
Определяя социализацию как основную цель и результат социально-педагогической работы в учебном заведении, в последнее время разработаны критерии социализации учащейся студенческой молодежи, основанные на определении у них базового знания о социальных нормах и ценностях, (когнитивный аспект), способности управлять собственным эмоциональным состоянием (эмоционально-ценностный критерий), способности коммуникативных умений, способности к преодолению психических барьеров в общении, возможности налаживания продуктивных взаимоотношений в коллективе (деятельностный критерий).
Несмотря на научность, надежность и способность объективно отразить сущность и динамику социализации, рассмотренные критерии не могут быть использованы в полной мере для оценки результатов социально-педагогической работы с учащимися и студентами с особыми потребностями, учитывая особенности их социально-психологического состояния и значительные отклонения в здоровье.
Исходя из изложенного, были разработаны критерии и показатели эффективности социально-педагогической работы в инклюзивном образовательном пространстве: общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. С целью комплексной оценки полученных результатов, в предложенной критериально-уровневой системе выделен интегральный критерий, отражающий достигнутый уровень социализации объектов учебно-воспитательного процесса и достигнутое соответствие учебной базы и готовности коллектива учебного заведения к проведению инклюзивного обучения. Неотъемлемыми составными интегрального критерия в разработанной системе выступают личностный и процессуальный компоненты. Личностный компонент включает такие социально-психологические показатели: социальная активность, готовность к саморегуляции поведения, способность к самоактуализации, самооценка физического и психического здоровья. В процессе обучения студенты демонстрируют изменения определенных личностных качеств, что позволяет судить о достигнутом уровне социализации и возникающих потребностях в создании дополнительных условий социализации и применении стимулирующих мер. Процессуальный (социально-педагогический) компонент непосредственно не отражает изменения личностных характеристик студентов с особыми потребностями, он дает возможность понять механизмы влияния использованных технологий и методов на процесс социализации. К этому компоненту относятся доступ к инклюзивному обучению молодежи с особыми потребностями, инклюзивная компетентность участников инклюзивного обучения и готовность коллектива к предоставлению услуг на волонтерских началах.
Обеспечение доступа к инклюзивному обучению играет ключевую роль в реализации механизмов социализации молодежи с особыми потребностями, поскольку способствует преодолению основных барьеров на пути получения качественного образования и достижению полноценного и независимого функционирования в обществе.
Оценивая эффективность социально-педагогической работы, прежде всего, определяем достигнутые успехи в работе с абитуриентами (информирование об условиях обучения, квалифицированная профессиональная ориентация, адаптация к студенческой среде, подготовка к поступлению в ВУЗ силами преподавателей).
Следующий показатель, который подвергается детальному анализу, заключается в адаптации учебной базы к индивидуальным потребностям студентов (архитектурная безбарьерность, приспособления аудиторий и рабочих мест, обеспеченность вспомогательными средствами обучения, современными информационными технологиями, модификация учебных планов в соответствии с индивидуальными учебными потребностями студентов).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)