Проблемы интеграции детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательное пространство
Под влиянием всемирных процессов гуманизации современное общество меняет отношение к наиболее незащищенным его членам - детям с особыми потребностями, направляя усилия педагогики и психологии к взаимопониманию и сотрудничеству людей. Эти изменения свидетельствуют о преодолении социальных, психологических и образовательных барьеров.
Таким образом, государство должно обеспечить доступность к качественному образованию в соответствии с уровнем детей с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.
В нашей стране процесс интеграции детей с ограниченными возможностями начался много лет назад. Но в то же время, ощутимо отсутствие исчерпывающей квалифицированной информации об инклюзивной модели обучения, ее преимуществах, которые подтверждаются практикой.
Проект инклюзивного образования должен изменить общество, чтобы приспосабливалось к индивидуальным потребностям молодых инвалидов, учитывало их взгляды и мысли, которые должны стать важными для окружающих. Образование существенно влияет на мировоззрение общества. В средствах массовой информации, в специальных источниках недостаточно информации об инклюзивном обучении, что подтверждается результатами научных исследований, и это вызывает критическое отношение большинства населения к изменениям в системе образования.
Для того чтобы выяснить объем информации, которой обладают окружающие, был проведен уличный опрос, в ходе которого выяснилось, что население не понимает понятий инклюзивного и интегративного обучения.
Согласно опроса, родители детей со стандартным развитием не желают, чтобы дети с особыми потребностями были вместе с их детьми во время обучения в одном классе, но не имеют ничего против того, чтобы дети с особыми потребностями учились с их детьми в одной школе, но в специальном классе.
Интересным, является результат опроса детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста. Детям, которые еще не пошли в школу задавали один вопрос: «Хочешь учиться в общеобразовательной школе, вместе со всеми детьми?». «Да» ответили 90% детей дошкольного периода и 20% детей в возрасте от 14 до 17 лет, у которых уже есть опыт взаимодействия со сверстниками без статуса инвалидности. Такую тревожную тенденцию следует тщательно исследовать, чтобы выяснить причины их выбора.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями - это сложный процесс индивидуальной планировки и систематического контроля предоставленных задач. А почти все учителя общеобразовательных школ признают не неудовлетворительный уровень знаний по проблемам людей с особенностями развития, они считают, что не смогут обеспечить спектр необходимых услуг для этой категории детей, жалуются на недостаточность опыта взаимодействия с детьми с функциональными нарушениями.
Итак, в проблеме инклюзивного образования много нерешенных проблем. Но построение эффективной системы сопровождения инклюзивного образования позволит их уменьшить, понимая, что главная роль в организации этого процесса отводится учителю. Решение проблем инклюзии возможно только при условии доброжелательного взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, неравнодушных к проблемам детей с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)