Проблемы обучения детей-инвалидов в России
Россия уделяет значительное внимание достижению надлежащей социальной защиты незащищенным слоям населения, в частности лицам с нарушением развития или ограниченными физическими, психическими или интеллектуальными возможностями.
На сегодняшний день в России проживает более 5% людей с ограниченными возможностями от общей численности населения страны, и их количество ежегодно растет. В стране остро стоит проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, что дальнейшем вызывает проблемы с трудоустройством. Это приводит к их моральной деградации, социальному напряжению, незащищенности и материальной нестабильности, а также к бедности их семей. Следовательно, необходимым условием для достижения благоприятного духовного состояния развития личности, высокого уровня социальной зрелости, а также нравственности является надлежащее образование и воспитание детей с нарушенными возможностями и дальнейшее их трудоустройство. Это в свою очередь, вызывает необходимость исследования процессов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в семье и специализированных заведениях или школах, а также обоснование направлений их улучшения.
Создание необходимых условий для улучшения положения людей с инвалидностью в здоровом обществе путем их привлечения к полноценному участию во всех сферах общественной жизни, обеспечения ровного доступа к образованию является главной целью учебно-воспитательной системы страны. Для этого внедряется система сопровождения обучения, включая новейшие образовательные технологии, специальные методы поддержки и адаптивные технические средства в учебных заведениях. Ведущим средством технического сопровождения обучения лиц с недостатками слуха является использование тактильно-жестового языка, с недостатками зрения – использование шрифта Брайля.
Также, во время учебно-воспитательного процесса следует проводить специальные мероприятия: соревнования клуба интеллектуальных игр «Брейн-Ринг» и «Что? Где? Когда?», турниры по шахматам и шашкам, а также привлекать к деятельности в кружках самодеятельности. Проведение таких мероприятий создает почву для преодоления изолированности молодежи с особыми потребностями, активизирует их жизненную позицию, творческие достижения.
Одной из главных задач школ является подготовка выпускников к адаптации в сложных экономических условиях, в их включении в незнакомый, сложный мир производственных, деловых и человеческих отношений.
Проблема получения образования детьми с ограниченными возможностями в России связана с такими недостатками:
- отсутствие безбарьерной архитектуры - инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата практически лишены возможности посещать аудитории;
- отсутствие соответствующих санитарно-гигиенических условий в вузах и школах;
- отсутствие соответствующей медицинской поддержки (психологической и социальной) студентов и преподавательского коллектива;
- неадаптированность средств обучения к людям, которые имеют недостатки зрения, слуха, больные церебральным параличом и др.;
- определенная отстраненность, безразличие общественного мнения в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.
Следовательно, есть необходимость изменения существующей системы образования, как средства социальной реабилитации, в сторону ее большей открытости для детей с ограниченными возможностями для достижения основных задач учебных заведений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)