К определению показателей развития коммуникативной деятельности умственно-отсталых учащихся
Коммуникативная деятельность учащихся с пониженным умственным развитием развивается медленно, что обусловлено особенностями их познавательной и эмоционально-волевой сфер. Понятие «коммуникативной деятельности» не односторонне трактуется в психологической литературе, благодаря сложности этого феномена. Это понятие понимается как взаимодействие, процесс коммуникации с целью передачи информации, духовный контакт двух или более индивидов, коммуникативная связь с другими людьми, отношение индивида к действительности, особый вид деятельности.
Основываясь на анализе литературы по теме, среди показателей развития коммуникативной деятельности умственно отсталых учащихся определим коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру, социально-коммуникативную активность
Что касается коммуникативной компетентности, то это операционное понятие, которое отражает степень владения личностью коммуникативным инструментарием. Под коммуникативной компетентностью понимают владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность представлена такими качествами, как умение устанавливать контакты с окружающими, предлагать и решать конфликты, находить адекватные средства влияния на партнера, которые в своей совокупности образуют стиль общения. Итак, коммуникативную компетентность рассматриваем как определенный уровень развития личности, который предполагает сформированность целой системы мотивационно-побудительных явлений, личностных качеств и функциональных проявлений, которые реализуют эмоциональные, когнитивные, поведенческие сферы личности.
Коммуникативная компетентность умственно отсталых учеников связана с развитием коммуникативной деятельности: чем лучше развита коммуникативная деятельность - тем выше уровень коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность является результатом развития коммуникативной деятельности учащихся с умственной отсталостью.
Коммуникативная культура является не только показателем развития коммуникативной деятельности учащихся с пониженным умственным развитием, но и морально-ориентированным качеством, которое способствует гармоничной коммуникативной деятельности. Актуализация морально-коммуникативных норм позволяет обеспечить диалогичность в коммуникативных отношениях.
Социально-коммуникативная активность умственно отсталых учеников в отношении других людей, что проявляется в коммуникативной деятельности - это совокупность знаний, умений, ценностных ориентаций личности, обусловливающих ее целесообразное поведение в процессе взаимодействия с другими людьми. Выделяют следующие составляющие социально-коммуникативной активности умственно отсталых учеников: ориентированность в различных социальных ситуациях, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды; готовность и умение строить социально-коммуникативные взаимоотношения с людьми; внутренние средства регуляции коммуникативных действий; знания, умения и навыки конструктивных коммуникаций; внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия
Итак, коммуникативная деятельность является важнейшим фактором интеграции умственно отсталых учащихся в социум.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)