Подготовка будущих социальных педагогов к работе в интегрированном учреждении
Подготовка будущих социальных педагогов к интеграции детей с особенностями психофизического развития в среду общеобразовательного учебного заведения осуществляется при овладении студентами специальности «Социальная педагогика» дневной формы обучения курса «Социально-педагогическая работа в учебных заведениях», в частности отдельного модуля «Содержание социально-педагогической работы в интегрированной среде общеобразовательного учебного заведения». С целью актуализации базовых знаний студентов лекционное занятие этого модуля «Особенности работы социального педагога в общеобразовательном учебном заведении с детьми с нарушениями психофизического развития» проводится в форме лекции-беседы. В результате ее проведения студенты получают знания о функциях профессиональной деятельности социального педагога в интегрированном образовательном учреждении, выясняют виды работы социального педагога в общеобразовательном учебном заведении по интеграции детей с особенностями психофизического развития, знакомятся с особенностями социально-педагогического сопровождения и социально-педагогической поддержки детей с нарушениями развития в заведении и т.д.
В рамках модуля разработано содержание двух практических занятий. На первом – «Организация работы социального педагога с детьми с особенностями психофизического развития в среде общеобразовательного учебного заведения» студенты« составляют портрет ребенка с особенностями психофизического развития (на выбор одной категории из указанного перечня) и заполняют таблицу с учетом характеристик ребенка, которого они описали, а именно: делают оценку потребностей и проблем ребенка, определяют методы работы с ребенком, выбирают необходимые социально-педагогические формы помощи ребенку, разрабатывают планы социально-педагогического сопровождения и коррекции социально-психологического состояния ребенка, планируют социально-педагогическую работу с родителями, выделяют социальные институты, которые оказывают помощь и поддержку ребенку с определенной нозологией. На втором практическом занятии – «Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития» студенты выполняют упражнения, направленные на формирование толерантности, уважительного отношения к детям с особенностями психофизического развития, терпимости и тому подобное.
Значительное внимание во время преподавания курса уделяется самостоятельной работе студентов. К модулю «Содержание социально-педагогической работы в интегрированной среде общеобразовательного учебного заведения» студенты разрабатывают содержание таких интерактивных форм, как тренинговое занятие для педагогического коллектива общеобразовательного учебного заведения, час общения, игровая программа, сценарий проведения дружеского круга, план проведения воспитательного часа для учеников младшей школы, план-конспект беседы для родителей здоровых сверстников детей с особенностями психофизического развития и т.д.
Таким образом, учебная дисциплина «Социально-педагогическая работа в учебных заведениях» является эффективным средством пополнения и закрепления системы знаний и приближения к реальной практической деятельности будущих социальных педагогов в интегрированная среде общеобразовательного учебного заведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)