Благоприятные условия развития пространственного мышления у младших школьников
Формирование пространственного мышления имеет большое значение для полноценного усвоения необходимых знаний и навыков, поскольку переход к школе требует от ребенка как свободной ориентации в пространстве, так и владение основными пространственными понятиями. Создание благоприятных условий, направленных на усвоение комплекса базовых знаний и умений в графической подготовке школьников дает дидактический потенциал и создают основу для развития пространственного мышления.
Деятельность учителя на профессиональной основе является важным условием развития мышления, поэтому условиями развития пространственного мышления будем считать действующие обстоятельства, которые влияют на процесс обучения детей младшего школьного возраста. Составляющими профессионализма учителя является компетентность (глубокие знания предмета и его преподавания, знания по педагогике и психологии); умения и навыки, основанные теоретических и практических знаниях; личностные качества учителя (эмпатия, требовательность, педагогический такт и знание особенностей психического развития детей).
Следующим важным условием развития пространственного мышления является организация обучения на основе принципов гуманизации и гуманизации образования, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации. Г. П. Бевз подчеркивает, что в школе должна осуществляться гуманизация обучения для усвоения знаний, где ученики должны усвоить гуманитарный потенциал знаний.
Важным условием развития пространственного мышления является также целеположение, где достигнутая цель в процессе деятельности учителя создает возможность перевести вектор «мотив-цель» на новый уровень.
Продуктивная деятельность между учителем и учеником проходит в три этапа:
- осознание цели, где выясняются интересы и цели учеников и осознаются учебные цели;
- осуществление целей, где осуществляется переориентация личностных целей учащихся на учебные цели;
- утверждение целей, где появляется возможность учащихся к самостоятельной работе.
Также построение учебных планов, программ и содержания учебного материала, а именно включение в учебную программу по математике упражнений на развитие пространственного мышления. Г. П. Бевз предложил систематизацию методов, а именно преподавание нового материала, активизация внимания учащихся, закрепление знаний и умений, обучение решению задач, психодиагностика мышления.
Важным условием развития пространственного мышления является направленность учащихся к мотивационной сфере (интересы и познавательные потребности). Составляющими успеха являются способности, мотивация достижения и условия проведения.
Необходимо учитывать дидактический принцип системности и последовательности, где должны учитываться полученные предварительные знания и создавать фундамент для усвоения следующих знаний. У детей младшего школьного возраста в памяти очень медленно растет база понятий, которые еще им трудно обосновать. Усвоение полученной информации является достоянием ученика и возможностью перейти на более высокий уровень осознания данных понятий. Познавательные умения также являются условием развития пространственного мышления, где способность ученика выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и навыков. Каждый ученик должен иметь познавательные умения, чтобы получить знания.
Можно выделить такие познавательные умения: гностические, проектировочные, конструктивные, которые важны для развития пространственного мышления.
Важным условием развития пространственного мышления является сформированность таких общих умственных действий (операций), как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение и специализация, классификация и систематизация, а также специфических действий, характерных для изучения геометрических тел, в частности таких, как действие подведения под понятие, выведение следствий, различия геометрических фигур, выбор достаточных признаков (двухмерных и трехмерных) и др. Поскольку развитие пространственного мышления не заканчивается на этапе сформированности указанных умственных действий, к ним также отнесем действия диагностики и коррекции, самоконтроля, оценивания.
Еще одним из важнейших условий является эмоционально-позитивное отношение к обучению. С. Л. Рубинштейн утверждал, что эмоция в себе содержит влечение, стремление, направленное к предмету или от него.
Итак, учитывая индивидуальные возможности учащихся, учитель или психолог должен подавать информационный материал с математической закономерностью, развивая пространственное мышление у младшего школьника.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)