Формирование инклюзивной компетентности будущего учителя как актуальная социально-педагогическая проблема
На сегодняшний день в мире, и в России в частности, весьма актуальным является процесс внедрения в образовательное пространство инклюзивного обучения, ведь каждый ребенок с психофизическими недостатками, независимо от состояния здоровья, наличия физического или интеллектуального нарушения, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от образования здоровых людей. До недавнего времени в России обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось преимущественно в школах-интернатах, что приводило к социальной изоляции этих детей и устранению родителей от их воспитания. В результате выпускники учебных заведений интернатного типа испытывали трудности дальнейшей интеграции в социум. Вместе с тем многие дети, которые находятся под патронатом системы специального образования, могут учиться в общеобразовательных учебных заведениях. Учитывая общемировой подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся вместе с одногодками, которые нормально развиваются, педагогика делает шаги, направленные на изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.
В условиях инклюзивного обучения, прежде всего сам учитель должен в полной мере обладать знаниями о тех или иных возможных пороках развития ученика, который хочет учиться в общеобразовательном учебном заведении. Работа учителя, его готовность помочь ученику с ограниченными учебными возможностями и желание раскрыть его способности позволяет сделать процесс обучения более эффективным и успешным. К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует надлежащая система профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к работе в инклюзивных условиях. Поэтому, как правило, включение детей с ограниченными учебными возможностями в образовательное пространство, вызывает массу противоречий, недоразумений и проблем. Прежде всего, такие ситуации возникают из-за незнания как это правильно сделать и какой подход применить при обучении учащихся с ограниченными учебными возможностями, чтобы сделать процесс обучения как можно более эффективным и удобным.
Широкое внедрение идеи инклюзии в общеобразовательные школы России в значительной степени зависит от квалификации кадров, требует внесения изменений в процесс подготовки будущих учителей. И в этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования инклюзивной компетентности будущих учителей. Инклюзивная компетентность будущих учителей - это интегративное личностное образование, обуславливающее способность осуществлять профессионально-педагогические функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая различные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития и саморазвития.
Инклюзивная компетентность будущих учителей включает такую совокупность взаимосвязанных структурных компонентов:
- мотивационного - сформированность совокупности мотивов, адекватных целям и задачам совокупности мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения;
- когнитивного - наличие системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения;
- операционно-деятельностного - освоенные умения и навыки решения конкретных профессиональных задач в процессе инклюзивного обучения;
- рефлексивного - наличие способности к рефлексии, самоанализу и самооценки собственной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)