Развитие ребенка с ограниченной жизнедеятельностью в условиях инклюзивной образовательной среды
Инклюзивное образование является системой образовательных услуг, основанной на обеспечении права на образование и права получить его по месту проживания, в условиях учебного заведения, приспособления учебного заведения, политики к потребностям всех учащихся и студентов. Инклюзивная образовательная среда - система разноплановых социальных контактов и конструктивного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса с динамичным развитием его компонентов для обеспечения качественного образования и социализации детей и молодежи с ограниченными физическими потребностями. Инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не просто учителем, а целой командой педагогов и специалистов - коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве.
Внедрение инклюзивного обучения требует обеспечения научного сопровождения, создания учебных программ, учебно-методического обеспечения.
Ключевым фактором развития инклюзивного образования является соответствующая подготовка педагогов к работе с детьми с ограничениями жизнедеятельности.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с ограничениями жизнедеятельности независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Для детей с ограничениями жизнедеятельности должны быть созданы следующие основные условия:
- регламентировано нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
- специально подготовленные для работы с детьми с ограничениями жизнедеятельности педагоги и специалисты (кадровый ресурс). При этом, равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех учеников без исключения, что обычно приветствуется как родителями детей с ограничениями жизнедеятельности, так и обычных детей;
- материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и т.п.);
- адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
- необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом - следующие психолого-педагогические знания:
- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, чем оно отличается от традиционных форм образования;
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учащимися по отдельности и в группе, с родителями, коллегами и учителями, специалистами, руководством).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)