Организация надлежащей общеобразовательной подготовки молодежи, которая имеет функциональные ограничения
Интеграция молодежи с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве является реальностью нашего времени. Осознание преимуществ и рисков - главное условие успеха в этом непростом деле, требующее отказа от некоторых стереотипов и овладения новыми формами работы.
Для успешного вхождения в общество таких детей необходима организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях, что обеспечит социальное, эмоциональное и когнитивное развитие каждого ребенка с особенностями психофизического развития для того, чтобы он чувствовал себя полноценным участником социальной жизни.
Главной целью социальной интеграции в условиях общеобразовательного заведения является создание условий для личностного развития ребенка, его творческой самореализации и возможности быть полезным другим людям.
Дети с особенностями психофизического развития, как правило, имеют постоянную социальную дезадаптацию, что ограничивает возможность их интеграции в социуме. В связи с этим, работникам учреждений образования следует применять меры, связанные с улучшением состояния социальной адаптации.
Интеграция может осуществляться по одной из форм: полная интеграция, комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция.
Позитивное восприятие учителями, воспитателями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии имеет прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. Наиболее благоприятной инклюзия может быть для молодежи с сенсорными недостатками: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, у которых сохранен интеллект и детей с задержкой психического развития. Что касается молодежи с легкой и умеренной умственной отсталостью, интегрированное обучение целесообразно осуществлять путем создания специальных групп и классов в структуре образовательного учреждения.
Чтобы обучение в интегрированных (или инклюзивных) классах, группах происходило успешно, педагог должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:
- Ознакомиться с анамнезом, иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития.
- Изучать состояние внимания, утомляемости, темп работы каждого ребенка.
- Учитывать состояние слуха, зрения, общей и мелкой моторики.
- Учиться наблюдать за детьми и оценивать их развитие во время занятий.
- Заканчивать занятия, когда дети устали или отвлекаются.
- Научиться адаптировать учебные планы, методики, наглядный материал и среду специальным потребностям детей.
- Создавать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми и формированию коллектива.
- Формировать у детей опыт отношений в социуме, навыки адаптации к социальной среде.
- Относиться с уважением к детям и родителям.
Содержание, формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития должны быть коррекционно-направленными. Это означает, что каждая тема, которая изучается в школе, каждый метод и прием, использованные учителем или воспитателем, должны не только способствовать усвоению знаний, умений, навыков, формированию поведения, но и должны направляться на исправление недостатков психофизического развития (в зависимости от дефекта).
Залогом успешной реализации модели инклюзивного образования является эффективное сотрудничество учителей, соответствующих специалистов, родителей и учеников. Все специалисты по проблемам развития детей важны помощниками и партнерами учителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)