Концепция социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности
Знакомство с трудами, посвященными рассмотрению процессов человеческой деятельности в различных сферах позволило установить, что предметом научного изучения может быть не столько определенный объект или явление сами по себе, сколько движущие общественные факторы, или социальные механизмы. Эти концептуальные идеи были применены при разработке теории социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности.
Известно, что одним из приоритетов современной социальной политики в России является обеспечение реализации прав граждан на получение качественной коррекционно-реабилитационной помощи в случае ухудшения здоровья. В этом случае граждан с особыми потребностями можно рассматривать как потребителей услуг, предоставляемых в учреждениях социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты и др.), в которых и проходит процесс непосредственной практической помощи (медицинской, педагогической, социальной и др.). Выделение помощи лицам с психофизическими нарушениями и / или инвалидностью как социального феномена и объекта социальной политики, позволило осуществить ее изучение как отдельного вида экономической деятельности, который, к сожалению, в классификаторе видов экономической деятельности не выделен как дополнительная услуга в одной из сфер экономической деятельности (образование, здравоохранение и т.д.).
Изучение социодинамики практики помощи лицам с психофизическими нарушениями и / или инвалидностью позволило сделать вывод о цикличности ее развития, подтвердило основные положения концепции социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности. Например, в зависимости от социально-экономических условий определенной страны могут меняться приоритеты в оказании помощи детям с особыми потребностями и наблюдаться преобладание той или иной модели помощи (медицинской, социальной и др.). На данном этапе эволюции коррекционно-реабилитационной помощи наблюдается энтропия системы специального образования, которая заключается в игнорировании профессионального педагогического подхода в предоставлении образовательных услуг детям с психофизическими нарушениями и / или инвалидностью. Эта проблема обострилась с широким внедрением таких форм обучения как инклюзивное, индивидуальное и др., что в свою очередь обусловливает необходимость своевременного реагирования системы подготовки кадров, в частности оперативной модификации: специализаций подготовки; содержания формирования профессионального потенциала работников всех отраслей социальной сферы, осуществляющих эту помощь. Но в практике коррекционно-реабилитационной помощи выявлен ряд противоречий, один из которых можно выразить словами В. К. Симоненка: «...научные разработки, инновационные решения создаются в одной плоскости, функционирует в другой, а потребитель находится в третьей». Выделение коррекционно-реабилитационной помощи как объекта исследования позволило рассмотреть ее с позиций коррекционной педагогики как систему и как процесс, разработать методологию коррекционно-реабилитационной деятельности. Разработанная концепция социодинамики коррекционно-реабилитационной деятельности может стать основой для:
- изменения модельной парадигмы коррекционно-реабилитационной помощи на уровне региона;
- оптимизации кадровой политики в социальной сфере;
- дальнейшей модификации подготовки кадров по современным вызовам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)