Лечебная физическая культура как элемент физической реабилитации инвалидов
Лечебная физическая культура является не отрицательным элементом спортивных занятий в специализированных школах для детей-инвалидов.
Некоторые возможности для регулярной спортивной деятельности инвалидов в государстве есть. Важно, чтобы они как можно раньше были заинтересованы в активном сотрудничестве с тренером и поняли, что под влиянием регулярных тренировок у них могут произойти значительные положительные функциональные изменения и улучшение спортивных результатов. К сожалению, опыт показывает, что после окончания стационарного лечения инвалиды часто отказываются от выполнения целенаправленных физических упражнений и занятий спортом, потому что они недостаточно подготовлены к самостоятельным регулярным тренировкам, им не хватает атмосферы группы, в которой занимались раньше, они не знают или не имеют места, где им теперь можно заниматься физическими упражнениями или спортом в организованном порядке.
Для преодоления указанных проблем нужно сделать лечебную физкультуру и различные секционные спортивные занятия более доступными именно для инвалидов, увеличить их численность, обеспечить условия для проведения специальных занятий (соответствующий тренерский состав и оборудование для тренировки пр.) и провести мероприятия, которые требуют сотрудничества органов охраны здоровья и спортивных организаций в России.
Можно сделать вывод, что мероприятия по физической реабилитации важны как для самого инвалида и его семьи, так и для общества в целом из-за того, что эффективная спортивно-оздоровительная работа непосредственно связана с экономической рентабельностью, повышением работоспособности уменьшением заболеваний, активизацией общественной и профессиональной деятельности инвалидов.
Изучение взаимосвязи между тревожностью и направленностью тренировочного процесса
В научной литературе, посвященной психологии спорта и, в том числе, изучению эмоциональных состояний спортсменов, достаточно исследованы возрастные и половые индивидуально-типологические особенности человеческого организма, негативные проявления психического состояния (например, высокие уровни тревожности и агрессивности), которые связаны с соревновательной деятельностью.
Большое значение имеет изучение влияния занятий различными видами спорта на формирование личностных качеств спортсменов, если известно, что высокие проявления тревоги и агрессии неизбежно ведут к психоэмоциональному напряжению, которое, в свою очередь, может отразиться на психическом здоровье как молодого, так и зрелого поколения.
Необходимость проведения данного рода исследований обусловлена противоположностью мнений различных авторов, по влиянию тренировочных занятий различного характера на формирование уровня тревожности у спортсменов. Так, по данным одних авторов, наиболее низкие показатели уровня личностной тревожности оказываются у представителей ациклических видов спорта (спортивные игры, единоборства), которые являются более адаптированными к стрессовым ситуациям в условиях дефицита времени, тогда как другие авторы указывают на то, что уровень личностной тревожности (на примере исследования юных спортсменов) в большей степени зависит от направленности тренировочных занятий (на выносливость), чем от цикличности или ацикличности работы.
Целью работы является определение уровня личностной тревожности студентов, которые занимаются различными видами спорта.
Исследования проводились на базе Института физического воспитания и спорта. Под наблюдением находилось 52 студента в возрасте от 18 до 21 года. Из них 31 спортсмен (20 видов спорта силового характера: борьба, футзал, волейбол и баскетбол; 11 видов спорта на выносливость: спортивный туризм и легкая атлетика (бег на средние расстояния) и 21 физкультурник. Распределение спортсменов осуществлялось согласно классификации видов спорта по А. Г. Дембо.
Оценка уровня личностной тревожности проводилась по методике Спилбергера. Предлагалось внимательно прочитать каждый из 20 вопросов и дать ответ в виде вычеркивания соответствующих цифр рядом с каждым вопросом. Оценивание осуществлялось следующим ключом: до 30 баллов – низкий уровень личностной тревожности; от 30 до 45 - средний уровень личностной тревожности; больше 45 – высокий уровень личностной тревожности. Отметим, что высокий уровень личностной тревожности свидетельствует об устойчивой склонности человека воспринимать большой круг ситуаций как угрозу, а также реагировать на различные ситуации состоянием тревоги.
Результаты наших исследований показали следующее: низкий уровень личностной тревожности наблюдается у 4-х футболистов (7,7% от общего количества), средний - у 36 человек (69,2%), среди которых были: 8 футболистов, 7 борцов, 5 волейболистов, 2 баскетболиста и 14 физкультурников и, соответственно, высокий уровень личностной тревожности - у 12 студентов (23,1%): трех туристов, двух легкоатлетов и 7 физкультурников.
Таким образом, выявлено, что уровень личностной тревожности в равной степени зависит как от направленности тренировочного процесса, так и от характера (цикличности и ацикличности) работы. Высокий уровень личностной тревожности в большинстве случаев наблюдается среди спортсменов видов спорта на выносливость. Спортсменам с высоким уровнем личностной тревожности нужно уделять особое внимание при подготовке к соревнованиям.
О возможности использования групп крови в генетическом прогнозе развития психических свойств студентов, которые занимаются физической культурой и спортом (на примере памяти)
Как известно, наиболее прогностическими и, в то же время, наименее разработанными являются психологические критерии спортивной пригодности на различных этапах отбора и ориентации многолетней системы подготовки спортсменов.
Исследование индивидуальных особенностей памяти как одной из важных свойств личности не является исключением в проведении спортивного отбора. Ведь известно, что память является основой психической жизни человека, обязательным компонентом прохождения любого психического процесса. Без сохранения следов (физического, психического, социального) воздействия человек теряет способность к ориентации в окружающей среде. Без памяти невозможны процессы мышления.
Поэтому определение возможных ассоциативных связей между свойствами памяти и группами крови человека, что, в будущем возможно найдет свое применение в выборе профессиональной или спортивной деятельности, и стало целью наших исследований.
Исследование зрительной памяти проводилось по методике «память на геометрические фигуры». Обследуемым предлагалось в течение 30 секунд визуально запомнить расположение 7-ми геометрических фигур в 16 клетках, а затем за 45 секунд воспроизвести (нарисовать) их в регистрационном бланке. Задание выполняется дважды с использованием различных бланков. Подсчитывается количество правильно угаданных фигур в двух заданиях.
Исследования проводились на базе Института физического воспитания и спорта. Всего приняло участие 49 лиц мужского и женского пола в возрасте 18-21 года (из них студентов было 37 человек, студенток - 12). Среди обследуемых было 25 спортсменов: 13 - борцов, 2 - баскетболиста, 2 - гандболиста, 1 - волейболист, 3 - пловца, 3 - легкоатлета, 1 - представитель фигурного катания.
Результаты исследований показали, что между студентами различных видов спорта и теми, которые не занимаются спортом не существует ассоциативных взаимосвязей между группами крови и таким психическим признаком как зрительная память.
Но после распределения обследуемых (по группам крови), которые по результатам проведенных тестов в определении уровня развития зрительной памяти получили оценку «отлично» (6 баллов по проведению теста по методике «память на геометрические фигуры»), было обнаружено, что в процентном отношении однозначно преобладали индивиды в (III) группы крови - 10 человек (41,7%). Меньшую склонность к высокому развитию памяти имели студенты А (II) группы крови - 7 человек (29,2%) и 0 (I) группы, соответственно, - 5 человек (20,8%), тогда как лица АВ (IV) группы крови имели наименьшую склонность к развитию названного выше психического качества. Среди последних, кто получил высшую оценку было всего два человека, что составило 8,3% от общего количества
Таким образом можно считать, что серологические маркеры групп крови определенной степени влияют на развитие психических признаков человека, а их использование является возможным в генетическом прогнозировании развития последних.
Лица с В (III) группой крови имеют наибольшую склонность к высокому развитию зрительной памяти.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)