Психосоматическая гармонизация развития человека
Во многих работах по медицине, психологии достаточно часто остается незаметным важный вопрос, а именно - связь между духовным и телесным, которая может непосредственно влиять на психическое развитие и наше здоровье. Чтобы лучше понять сущность этой связи, нужно в первую очередь признать, что они составляют единое целое. То, что происходит в душе, неотделенное от того, что происходит в наших телах. Наше тело - это мы сами и наше состояние определяется взаимодействием различных аспектов существования.
Понятие единства тела и души основывается на научных фактах о единстве и целостности человеческого существа. Несмотря на существование множества различных компонентов, составляющих целостную личность, их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, поскольку они тесно связаны между собой. В построении человека отражена психологическая и телесная гармония. Тело - это просто очевидное свидетельство тонкости и развитости нашего сознания. В наших телах отражены все события и опыт, который мы приобрели в процессе жизнедеятельности. Тело сохраняет в себе все, что когда-то пережило: боль, эмоции, стрессы и т.д., завернутые в телесную оболочку.
Даже маленькие дети усваивают новые умения через адаптацию своего тела к тому, что воспринимается. Ведь то, что мы воспринимаем мысленно, дети воспринимают чувственно, так усваивают действительность на основе собственного сенсомоторного опыта и подражания телесных движений взрослых. Через длительное время дети могут четко воспроизвести определенное движение, которое они когда-то наблюдали у взрослых. То есть, у детей новые умения остаются жить в качестве телесного воспоминания. Но другая мера совпадения, о котором упоминается с образцом, зависит от универсальности детской мысли, а также от степени развития телесности. В них действует, так сказать, телесно-ориентированный интеллект. Первый шаг развития мышления - это непосредственное восприятие того разумного, наполненного смыслом, что содержится в окружающих предметах и действиях. Когда дети взрослеют, то эта способность телесного воспоминания, подражания движений снижается, уступая мышлению, которое активно рождается в процессе общения со взрослыми.
Так же как в теле отражается все, что происходит с сознанием, так и сознание реагирует на боль и дискомфорт, от которых страдает наше тело. Здесь существует универсальный закон развития - закон причины и последствия, где одно не существует без другого. Здесь внешнее оценивается через внутреннее, но не наоборот. Все, что случается с нами имеет свою причину. Тело отражает то, что происходит с нами как на сознательном, так и подсознательном уровнях, то есть духовное использует тело для самовыражения. Согласно принципу соответствия, любое проявление физической природы связано с соответствующим нефизическим состоянием или принципом.
Многие авторы рассматривают телесный опыт в качестве базового в формировании структуры сознания и личностных структур. Образ тела является комплексным и многоаспектным конструктом. Неслучайно, в структуре самосознания выделяют два компонента: образ физического «Я», как когнитивное образование и эмоционально-оценочное отношение (самооценка), как аффективное образование. Образ тела включает связанные с собственным телом перцепции и установки, в том числе и мысли, верования, чувства и программы поведения.
Как показало сравнительное исследование детей, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития - последние даже на этапе подросткового возраста существенно отличались от своих сверстников (детей нормы) по показателям метрического интеллекта, сенсорно-перцептивных, сенсомоторных способностей, когнитивно-стилистических характеристик интеллектуальной деятельности, пространственно-временных характеристик произвольных действий, особенностей внутреннего ощущения графических движений при блокировании зрительного анализатора. В частности, анализ сформированности серийной организации движений и воспроизведения графических движений детьми показывает, что механизмы построения, регуляции и контроля произвольной двигательной деятельности центрального двигательного анализатора лучше сформированы у детей без отклонений, чем у детей с задержкой психического развития. В данном случае показатели сенсорно-перцептивных сенсомоторных реакций являются не только индикаторами сенсорно-перцептивных процессов, основанных на использовании зрительной информации, но и психических процессов более высоких уровней, связанных с мышлением.
Сенсорная организация и основные уровни чувственного познания детей на данном отрезке онтогенеза имеют большое значение в формировании высших психических функций. Они должны обязательно учитываться при определении ресурсов и результатов умственного развития детей, требовать более полного использования в процессе обучения и воспитания. Исходя из того, что в обучении еще достаточно часто доминирует абстрактность, следует больше внимания уделять целенаправленному формированию телесно-чувственных впечатлений и на этой основе – глобально-ценностных когнитивных структур.
Такой подход к анализу механизмов обеспечения процессов мышления, умственного развития в значительной степени сближает теоретико-методологические концепции с психопрактическими технологиями психического развития школьников. Доказательством такой практичности целесообразности и то, что данная модель анализа в достаточной степени обеспечивается комплексом диагностических методик и процедур, которые позволяют оценить и сравнить реальный вклад психосоматических показателей в развитие механизмов мышления как при нормальном, так и при различных отклонениях психического развития в онтогенезе. На основе представленной модели появляются дополнительные возможности перестройки всей образовательной среды, определения индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика в рамках общего для всех образовательного пространства - вариативного и разностороннего как по своему содержанию, так и по видам учебно-воспитательной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)