Условия формирования компетентности саморазвития в рамках компетентностного подхода к специальному образованию личности
Актуальность проблемы формирования компетентности саморазвития обусловлена потребностью личности в самореализации. Компетентность саморазвития определяется как высшая форма развития личности, проявление ее самореализации, одна из ключевых компетенций будущего специалиста. Компетентностный подход к профессиональной подготовке в вузах способствует активизации целого комплекса психологических механизмов самореализации будущего специалиста.
Целью исследования является определение путей научного обеспечения формирования компетентности саморазвития в процессе подготовки будущего специалиста.
В психологической теории «саморазвитие» определяется как процесс, состоящий из осознания и принятия индивидом собственного опыта и собственной личности.
Основные характеристики компетентности «саморазвития» могут выступать одновременно критериями оценки сформированности личности
Это - знание о роли самоактуализации и осознание значимости личной причастности к процессу самосовершенствования других участников учебного взаимодействия; готовность к самообразованию и самовоспитанию; способность к самопознанию, саморефлексии и самовоспитанию.
В контексте исследования особое значение приобретает определение возможностей целенаправленного воздействия на саморазвитие личности в годы студенчества. Теоретическим основанием научного поиска выступает концепция саморазвития личности, в которой раскрывается соотношение развития как собственной активности субъекта и как следствие его взаимодействие с окружающим миром. Образовательная среда рассматривается как оптимальная для развития и саморазвития индивида.
Среди основных условий учебного пространства современных вузов, которые способствуют актуализации феномена «компетентность саморазвития», выделяют такие:
- внедрение личностно-ориентированного подхода, который обеспечивает реализацию прогностической функции через личностно-ориентированное влияние и определение индивидуальных учебных траекторий для студентов;
- воплощение диагностическо-стимулирующих начал в соответствующие способы учебной деятельности для побуждения внутренних ресурсов личности, ее мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Компетентно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе вуза - это действенный образовательный инструмент развития личности, направленный на активное и конструктивное вхождение человека в современные общественные процессы, достижение высокого уровня собственной реализации, жизненной компетентности и профессионального успеха. Ученые определяют основные задачи компетентностного подхода:
- научить личность самостоятельно приобретать и применять знания;
- прогнозировать ситуацию и деятельность, принимать эффективные решения;
- планировать и контролировать свои действия;
- применять полученный опыт.
Итак, в условиях реализации компетентностного подхода к профессиональному образованию в вузах обеспечивается актуализация компетентности саморазразвития студента: формируется стремление к непрерывному образованию, постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
Связь мотива аффилиации и механизм психологической защиты студентов технических и гуманитарных специальностей
В современном мире эффективность совместной деятельности во многом определяется взаимоотношениями личностей, важную роль для построения которых играет степень удовлетворенности потребности в аффилиации (стремлении к другим людям). При отсутствии удовлетворения этой потребности происходит формирование обостренного чувства отчужденности, страха сближения, а неумение и неспособность строить близкие отношения с людьми на фоне наличия потребности становится базой для развития невротических состояний, положительными формами которых считается интенсивная психологическая защита.
Принимая во внимание сложившиеся стереотипы в обществе, допустим, что студенты гуманитарных специальностей будут более коммуникабельными, чем технических. Поэтому цель исследования заключалась в определении связи мотива аффилиации и механизмов психологической защиты у студентов технических и гуманитарных специальностей. Исследование было проведено на базе Национального авиационного университета. В целом в исследовании приняли участие 50 человек.
Эмпирическое исследование уровня мотива аффилиации и механизмов психологической защиты включало следующие диагностические методики: тест-опросник для измерения мотивации аффилиации, опросник уровня самораскрытия, опросник Келлермана - Плутчика - Конте. Для установления связи между мотивом аффилиации и механизмами психологической защиты был использован критерий корреляции Пирсона.
На основе результатов эмпирического исследования установлено, что значительный процент исследуемых студентов как гуманитарных (32%), так и технических специальностей (36%) имеют сильный внутренний конфликт, связанный со стремлением к общению и одновременным избеганием его.
Для студентов гуманитарных специальностей характерно использование регрессии, отрицания, проекции, компенсации и рационализации, а для технических - рационализации, вытеснения, отрицания, проекции и компенсации. Высокий уровень самораскрытия присущ гуманитариям, для технических специальностей - средний и низкий.
Для студентов технических специальностей, которые стремятся к принятию, характерно применение возражения и замещения. Личности, которые стремятся к аффилиации, очень открытые и не воспринимают информацию, которая противоречит их установкам. Механизм замещения имеет прямую связь с уровнем самораскрытия, то есть с помощью этого механизма студенты технических специальностей проявляют потребность в принятии (это требование у них более выражено, чем страх отторжения).
Студентам гуманитарных специальностей, которые стремятся к принятию, характерно использование возражения, что есть, своеобразным паттерном для данного уровня мотива аффилиации. Страх отторжения таких студентов связан с регрессией, замещением, компенсацией и гиперкомпенсацией. Самораскрытие является проявлением стремления к аффилиации. Итак, для респондентов гуманитарных специальностей использование этих механизмов является способом борьбы со страхом отторжения.
Ресоциализации осужденных: проблемы и пути их решения
В любом государстве всегда есть социально-неадаптированные граждане, нуждающиеся в помощи, поддержке, постоянном юридическим и психологическим сопровождении. К такой категории граждан относятся осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Среди осужденных есть много разных людей по своим психологическим особенностям, интеллектуальным способностям, образованию, специальности, возрасту, жизненному опыту.
Жизнь в исправительных колониях, независимо от вида режима содержания, строго регламентируется законодательством России, которое, с одной стороны, защищает честь и достоинство осужденных, а с другой - не позволяет само-реализовываться этой категории граждан. Находясь в местах лишения свободы, много осужденных теряют адаптационные способности к тем или иным процессам, которые происходят в обществе. Около 80% лиц, находящихся в местах лишения свободы, сенситивный период нормального формирования и развития личности провели в исправительных колониях. Поэтому, фактор окружения на этот процесс имел негативное влияние, а формирование личности происходило по аномальному сценарию возрастной трансформации личности как антрополого-физиологической, психолого-психиатрической, так и моральной, и социально-правовой. Вот почему нормальное решение проблем, которые касаются осужденных после освобождения из исправительных колоний является тяжелым, либо совсем невозможным из-за ограничений социально-полезных контактов. Особенно эта проблема касается осужденных с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Их доля от общего числа лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составляет 7-12%.
Таким образом, важным элементом процесса ресоциализации осужденных является комплексная учебная программа их подготовки к жизни на свободе. Она имеет следующие составные части: юридическую (правовую), психологическую, социальную, профессиональную, образовательную, медицинскую, физкультурно-оздоровительную.
Целью комплексной учебной программы ресоциализации осужденных должно стать формирование у уволенного из мест лишения свободы психологической готовности жить в новых условиях, что обеспечивает его быстрое включение в новую социальную среду и деятельность без особых последствий, которые травмируют психику. В решении этой задачи должны принимать участие все элементы структуры, в которой находится осужденный: работники отдела надзора и безопасности, оперативного, социально-воспитательного и психологического отделов, педагоги, представители конфессий, общественных организаций, но под сопровождением и наблюдением психолога.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)