Специфика медико-социальной работы с недееспособными гражданами
Данное исследование связано с таким вопросом как, специфика медико-социальной работы с пожилыми людьми, ведь в России сформированы и функционируют система социальной защиты населения и система социальной работы с ними. Проблематика социальной и медицинской работы с пожилыми людьми очень актуальна сейчас, а в будущем ожидается еще большее внимание к ней. Это обусловлено прогрессирующим ростом доли людей пожилого и старческого возраста в общей демографической структуре населения мира, которое заставило по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с удовлетворением потребностей этой возрастной группы.
Целью исследования было поставлено раскрытие содержания и определение особенности медико-социальной работы с людьми преклонного возраста.
Методика исследования состояла из анализа литературных источников для получения научных данных и метода научного обобщения, который применялся для формулирования собственных положений и выводов исследования.
Социальная защита граждан пожилого возраста, оказание им социально-медицинских услуг, люди преклонного возраста как особая социально-демографическая группа, процесс старения и присущие ему физиологические, психические и психологические, социальные особенности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными.
В ходе проведенной работы было рассмотрено понятие и содержание медико-социальной работы как таковой и модель медико-социальной работы с пожилыми людьми.
Исследование включило в себя построение характеристики людей пожилого возраста как социально-демографической группы и определение специфики медико-социальной работы с пожилыми людьми в научном и прикладном аспекте, в системе учреждений здравоохранения, в России и за рубежом.
Показателем производительности проведенной работы являются выводы, суммирующие полученные результаты. Обобщая их, необходимо выделить:
В работе с клиентами пожилого возраста необходимо проводить индивидуальный подход к ним на основе не только глубокого изучения их личных качеств, потребностей и проблем, но и выявления интересов, создавать условия для личностного развития.
Медико-социальная работа имеет две направленности: саногенетическую (профилактическую) и патогенетическую. Приоритетностью последней является реабилитация. Социально-реабилитационная направленность является сущностной спецификой социальной работы с пожилыми людьми.
Важными направлениями медико-социальной работы становятся: планирование семьи, психотерапия, наркология, онкология и др.
К элементам базовой модели социальной работы медико-социальной направленности с пожилыми людьми относят пять подгрупп клиентов: инвалидов пожилого возраста; больных пожилых людей с выраженными социальными проблемами; пожилых людей, длительно и часто болеющих; пожилых людей с повышенным риском заболеваний (в т. ч. наследственных); членов семей и ближайшее окружение пожилых людей.
Россия имеет в своем распоряжении собственный большой опыт социальной работы и социально-медицинской помощи пожилым людям, но нам, также важно обращаться к опыту социальной работы с пожилыми людьми в других странах.
Состояние здоровья пожилых людей зависит от таких факторов, как: условия жизни, жизнедеятельность, социальные связи, семья. Итак, основной стратегией медико-социальной работы с пожилыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни.
Менеджмент социальной работы в социальной службе
Менеджмент социальной работы - это сознательное системное влияние на процесс и результаты организации социальной службы: развитие социальной помощи, обслуживание, профилактика, патронаж, инспектирование, консультирование, информирование путем оптимального использования ресурсов клиента и социальной службы различных форм собственности, принятие конкретного решения по цели, задачам социальной работы с частным случаем или набором факторов социальной проблемы.
Особенностями менеджмента социальной работы в социальных службах, прежде всего, являются:
- взаимодействие социального работника и клиента социальной службы;
- взаимовлияние социальной службы и социального работника;
- взаимоотношения социальной службы и клиента;
- сотрудничество одной социальной службы с другой в контексте цели социальной работы с клиентом.
Менеджмент охватывает методы и технику управления организациями, направленные на достижение поставленной цели в условиях оптимального использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов. Критерием качества менеджмента является успешная практическая деятельность менеджеров, которая определяется уровнем их профессиональных и человеческих качеств. Социальный менеджмент наиболее соответствует требованиям современного общества, поэтому определение его функций и технологий является крайне необходимым и перспективным заданием. Актуальным является необходимость доступных и качественных социальных услуг, поиск новых приемов и методов управления социальной работой, владение мастерством управления, высокий профессионализм.
Учитывая выше сказанное, сегодня необходима подготовка современных социальных работников (профессиональных менеджеров), что предусматривает овладение ими разноплановыми знаниями по теории методики социальной работы, основам социальной политики и социального администрирования, по менеджменту организаций. Каждый специалист в области социальной работы, какие бы задачи он не решал и с какой бы категорией клиентов или социальных проблем не взаимодействовал, обязательно должен быть социальным менеджером, который организует людей, объединения и учреждения, перестраивает те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть разным - от содействия в деформации структуры личности клиента к управлению целостной социальной сферой.
Социально-психологические факторы формирования профессиональной направленности студентов
К основным факторам формирования профессиональной направленности студентов целесообразно отнести следующие: психологические, социальные, педагогические, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-педагогические и др.
Динамика профессиональной направленности студентов в значительной мере зависит от учета влияния социально-психологических факторов, основными из которых, являются:
- особенности общения в процессе овладения будущей профессией;
- социально-психологические механизмы воздействия на личность, имеющие место в процессе общения (убеждения, принуждения, внушение, паника, подражание, мода, слухи, критика и др.);
- уровень конформизма в процессе межличностного взаимодействия (конформное и нонконформное поведение);
- сплоченность студенческой группы;
- межличностная совместимость в группе;
- групповая конфликтность;
- особенности проявления лидерских качеств в студенческой группе (стили лидерства);
- особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
- особенности решения групповых задач;
- особенности социализации;
- социально-психологическая структура личности (ее связь с общей структурой личности и структурой профессиональной направленности);
- социальный статус;
- социальная позиция;
- социальные наставления личности;
- социальные роли.
Кроме этого, социально-психологическим фактором формирования профессиональной направленности личности может выступать консультирование.
В системе профессионального образования основным объектом помощи являются студенты, ими также могут выступать преподаватели, административные работники и другие лица, связанные с образовательным процессом. Способности консультанта в данном случае используются только для активизации способностей клиента. Неотъемлемым элементом консультативного процесса выступает диагностика, которая должна носить комплексный характер, и должна проходить в несколько этапов с целью регистрации динамики изменений.
Функцию социально-психологического фактора формирования адекватного уровня профессиональной направленности студентов может также выполнять эффективная организация научной работы студентов с преподавателем. Авторский опыт проведения научной работы со студентами позволяет сделать следующие выводы:
- научная работа всегда выступает мотиватором обучения студентов по выбранной специальности (иногда, даже при условии несоответствия профессиональной направленности);
- научные исследования студентов детерминируют развитие их инновационности;
- в рамках научной работы развиваются способности к самостоятельности в принятии решений путем поиска информации, выделения альтернатив и дальнейшего выбора на основе определенных критериев;
- научная работа обеспечивает формирование личностной конкретности, определенности, креативности и тому подобное;
- научная работа студентов производит новое «авторизованное знание», что в свою очередь является детерминантой развития самоактивности в контексте профессиональной направленности;
- в процессе научной работы студенты четко осознают компоненты своей структуры профессиональной направленности, создавая тем самым личностные регуляторы дальнейшего приобретения профессии. Целесообразно также считаем включение научной работы студента в план семестровой работы.
В качестве социально-психологического фактора формирования профессиональной направленности студентов целесообразно также рассмотреть вопросы оценки мотивации учебной деятельности. Оценка мотивации студентов в процессе контроля качества выполнения ими определенных задач со стороны преподавателя связана с учетом большого количества прямых и косвенных мотивационных компонентов, среди которых важно отметить следующие:
- конструктивность индивидуальных консультаций студента с преподавателем в момент получения задания и в ходе его выполнения;
- срок выполнения задания;
- способ представления выполненного задания;
- эмоциональный фон презентации задания;
- наличие ссылок на личностный опыт в содержании выполненного задания;
- продолжительность презентации задания;
- уровень креативности содержания выполненного задания;
- соотношение количественно-качественных показателей информационных источников, которые обеспечили исполнение задания;
- уровень стремления к выполнению подобных задач в будущем.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)