Жизненные стратегии молодежи с функциональными ограничениями здоровья: социологические аспекты
Актуальность данной темы обуславливается ростом численности людей с функциональными ограничениями и увеличением количества врожденных недостатков и хронических заболеваний как в России, так и во всем мире.
Поскольку формирование жизненных стратегий лиц с недостатками осуществляется в контексте их социализации, адаптации и интеграции в общество, то насущной становится проблема выявления социологических аспектов формирования жизненных стратегий, для чего необходимо анализировать особенности этой категории граждан через призму их деятельности.
Особое значение в концептуализации проблем адаптации и социализации инвалидов имеют труды ведущих представителей структурно-функционального анализа - Т. Парсонса и Р. Мертона, которые рассматривают инвалидность как специфическое состояние индивида, через призму стандартизированных и институциональных форм социальных отношений и социальных институтов. Дж. Г. Мид сосредоточивал свое внимание на анализе стереотипов поведения самих инвалидов и отношении к ним здорового окружения.
В социологической науке в последнее время активно предпринимаются попытки преодолеть медико-демографический подход к этой проблеме, разработать новые подходы к изучению здоровья.
Проблемы обеспечения свободного выбора жизненных стратегий инвалидами и условия их реализации сегодня обсуждается только наиболее привлеченным к данной проблеме учеными и представителями отдельных общественных организаций. При формировании жизненных стратегий молодежи с функциональными ограничениями здоровья недостаточно обращается внимание на взаимодействие индивида, который имеет функциональные ограничения здоровья, с социальной средой, то есть не учитывается в достаточной мере строение обоих компонентов «инвалид – общество». За рамками научных разработок остается и главная стратегическая задача - формирование социального капитала лиц с инвалидностью, который может нарабатываться благодаря такому социальному институту как образование, удовлетворяющее в том числе и особые потребности лиц с функциональными ограничениями здоровья по формированию их жизненных стратегий.
Среди разнообразных элементов жизненных ориентаций личности (перцептивных, жизненных, ценностных, нормативных, целевых) именно жизненные стратегии представляют собой интегральную характеристику жизненного пути.
На основе выявления сути интернальной (объединения детей с разными нарушениями психического или физического развития внутри системы специального, коррекционного образования) и экстернальной (слияние систем общего и специального образования, инклюзии детей с физическими ограничениями в группы, где учатся и здоровые дети, в образовательном учреждении общего типа) и характеристик основных форм интегрированного обучения (временной, частичной, комбинированной и полной) делается вывод: если полная модель интеграции может быть эффективной только для части нетипичных людей с относительно высоким уровнем психофизического развития и незначительными онтогенетическими отклонениями, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для подавляющего большинства лиц с ограниченными возможностями. Объясняется идея о том, что данное объединение не только повысит уровень социокультурной интеграции, адаптации людей, но и будет способствовать гуманистическому воспитанию обычных подростков.
Все это позволило автору сформулировать основные принципы интегрированного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья:
- принцип организации совместного процесса обучения и воспитания лиц с разным уровнем психофизического развития;
- принцип создания безбарьерной среды для студентов с ограниченными возможностями;
- принцип приоритетности интересов студента при выборе и разработке учебно-воспитательных программ, определении содержательных блоков учебного материала;
- принцип доступности учебного материала для студентов с отклонениями в развитии и без них;
- принцип доступности сервисов медико-социальной и психологической поддержки образовательного процесса.
Психолого-педагогические основы развития творческой личности студента
Современная жизнь человеческой цивилизации характеризуется быстрыми темпами развития. Прогресс всех областей человеческой деятельности зависит от людей, которые творчески воспринимают мир и могут достигать в выбранной ими сфере деятельности высоких результатов. Соответственно, важным в государственной политике оказывается проблема творчества, обучения и воспитания творческой личности, стимулирования творческой работы. Опыт и успехи наиболее развитых стран мира в области науки, производства, новых технологий, культуры и образования свидетельствуют о необходимости радикальной перестройки системы обучения и воспитания в направлении создания условий для творческой личности свободно проявлять свои способности, развиваться в соответствии с задатками.
Психологической основой образовательных проектов и программ развития конкурентно-способной личности является принцип саморазвития. Он интегрирует систему принципов развития личности, сформулированных в теории происхождения и формирования психики и сознания Л. С. Выготского, психологической теории личности и деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, теории развития личности ребенка Л. И. Божович, Д.Б. Эльконина и других.
Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспектива личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, то есть творчеству.
Результативность творческой мысли зависит не только от сознания, но и от неосознанных идей, импульсивных догадок, которые выполняют функцию толчка относительно ценных ассоциаций. Эти факторы творчества порождают многообразие теоретических представлений о творческом процессе. Внутренним движением творчества становится особый динамизм всех качеств личности, которые способны реализоваться в конкретном творческом акте.
О профессиональном развитии можно говорить только в тех случаях, когда человек осознает участие и ответственность за все, что происходит с ним, и пытается активно способствовать или противостоять внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, менять себя ради их достижения.
В Академии муниципального управления проводится тренинг креативности. Выпускники вуза - будущие менеджеры, психологи и социологи, руководители, а для того, чтобы они были конкурентоспособными на рынке труда, для них был разработан курс по развитию их творческих способностей, а именно: креативности, гибкости, пластичности мышления.
Основная цель курса заключается в актуализации творческих способностей, творческого личностного потенциала будущих менеджеров, активизации процесса создания личностно-творческого стиля профессиональной деятельности на основе самооценки, самомотивации и самоменеджмента.
Необходимо отметить, что в процессе развития личности большая роль принадлежит преподавателю, который способен направить студентов на путь поисков, вызвать у них страсть к поиску. Он помогает будущим специалистам войти в атмосферу творчества, в круг идей, работа над которыми раскрывает широкие возможности для самостоятельного поиска. Однако, проблема обучения творчеству, подготовки к профессиональной творческой деятельности необычная - как научить тому, чего сам не знаешь, то есть новому, творческому. Системы творческого тренинга, как правило, содержат в себе комбинации многих методов, однако они ориентированы не на конкретный результат, а на толчок к творчеству.
Нужно отметить, что развитие творческих способностей требует длительного воздействия и должно быть предметом внимания преподавателей с первых дней обучения студентов. Воспитанию стремления к творчеству нужно уделять внимание на всех этапах обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)