- Статистика
Сколько существует в стране специализированных школ для детей с особыми потребностями? Сколько детей учится в этих школах в стране? Какой их процент от общего числа детей, обучающихся в общеобразовательных школах? Можно ли вести статистику по количеству детей разных категорий в различных спецшколах?
В системе образования работают 239 специальных общеобразовательных школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей, в которых обучаются и воспитываются 36605 человек, в т.ч. 23 специальные школы для умственно отсталых детей (с продленным днем) с числом учащихся 3253 человека. В специальных классах при общеобразовательных школах, что можно считать одной из форм интегрированного обучения, учится 661 умственно отсталый ребенок. В системе соцзащиты действуют 56 детских домов интернатов для детей с недостатками физического и (или) умственного развития для 7800 воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет.
На одном из круглых столов Фонда «Шаг за шагом» в 2001 году звучало, что всего около 88 тыс. детей «нуждаются в коррекции». Из них 14800 «не охвачены» никоими программами, 31671 находятся в интернатах, а остальные, по идее, так или иначе, учатся в общеобразовательных школах. Это число путем арифметических действий составляет 41529, то есть вероятно около 40 тыс. Учащихся самом деле стихийно, механически, а кто и полноценно, в это время были интегрированы в общеобразовательных заведениях.
Эти же статистические данные подробнее освещают структуру специального образования. В частности, по программе вспомогательной школы обучалось 38 тыс. детей, в 6 школах слепых - 836 чел., в 24 школах-интернатах для детей с пониженным зрением было 4 тыс. детей, в 33 школах-интернатах для глухих детей еще 4 тыс., в 26 школах-интернатах для детей с пониженным слухом - 3,4 тыс., в 18 школах-интернатах для детей с ДЦП - 2,2 тыс., в 14 школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи 3,2 тыс., в 32 школах-интернатах для детей с задержкой психического развития (иначе называемых школами интенсивной педагогической коррекции) - 4,8 тыс., и еще в спец.классах для детей с задержкой развития около 7 тыс. детей. Неудивительно, если эти данные будут противоречивыми или не примут общей цифры, потому что отчитываются в министерстве люди, а статистику даже на Западе называют «большой ложью».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)