Теория и методика адаптивной физической культуры
Урок основная форма организации занятий в учебном процессе, которая характеризуется четким определенным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в пределах определенного времени. Учебная программа, план и расписание определяют цель, средства, методы, способы и время занятий.
Каждый урок имеет свою цель, конкретные задачи и средства их решения.
Для каждой задачи разрабатываются конкретные пространственные, силовые и временные параметры.
Варианты создания мотивации на уроке:
- предлагаются задания на сообразительность;
- задания на повторение пройденного ранее учебного материала;
- задания для тренировки памяти и наблюдательности;
- задачи, раскрывающие актуальность изучения программы;
- обсуждение вариантов выполнения домашнего задания, которое изучалось на предыдущем уроке (эта задача должна быть в определенной степени необычной, интересной и доступной для каждого ученика);
- к структуре урочных занятий
- часть урока содержит общую разминку. Она преследует цель активизировать функциональные системы для выполнения физической работы, предусмотренной по смыслу занятия. Способами служат хорошо изученные упражнения, которые оказывают общее и местное действие.
Методические указания.
- упражнения выполняются в последовательности «сверху вниз»;
- сначала работают без предметов, затем с предметами;
- используют танцевальные и игровые упражнения.
- часть урока. Выполнение упражнений специальной разминки преследует цель подготовить организм к выполнению специфических задач урока. Поэтому ее упражнения должны быть адекватными как состоянию ученика, так и учебным задачам. Нередко перед выполнением нового задания необходимо несколько минут посвятить лишению учеников страха и дискомфорта, настроить их на свободную (и творческую) работу.
- часть урока решает основные задачи, содержит упражнения, подводящие и основные, периоды активного отдыха между ними.
- основной части урока такая последовательность упражнений:
- сложно-координационные;
- скоростно-силовые;
- силовые;
- упражнения на развитие выносливости.
- часть преследует цель восстановить силы организма после физических нагрузок основной части занятия. Ее продолжительность зависит от индивидуальных особенностей организма ученика и организации занятия. При каждой нозологии имеет свою специфическую направленность.
- - кратковременная смена деятельности в виде физических упражнений. Имеет большое значение при длительных вынужденных позах в качестве профилактики гиподинамии, осложнений и формирования патологических компенсаций. Рекомендуется проводить физкультпаузы 5-7 раз в день продолжительностью 5-7 мин каждая. Физиологическая последовательность упражнений такая: дыхательные, для позвоночника, для сердечно-сосудистой системы, элементы самомассажа, гимнастика для глаз, упражнения по профилактике плоскостопия, индивидуальные упражнения.
- изменение предназначено для активного отдыха в учебном процессе. Его продолжительность определяется учебным расписанием. Средства динамического изменения:
- дыхательные упражнения;
- упражнения для укрепления мышц позвоночника;
- упражнения, развивающие восприятие;
- по совершенствованию организации занятий:
- познакомьте спортсменов друг с другом и проинструктируйте их;
- важно, чтобы цели и задачи привлекали детей к тренировкам;
- держите учеников в курсе существенных изменений в расписании занятий или в их содержании;
- как можно чаще показывайте использование двигательных умений на практике.
- нужно всегда быть готовым к изменению способа коммуникации: от словесного описания перейти к наглядной демонстрации, и наоборот (могут использоваться обыгрывание ситуаций, часть занятия всегда посвящайте коллективным действиям).
- и эффективность учебного процесса во многом определяется правильной оценкой психомоторных возможностей, заранее приобретенного двигательного опыта, пониманием мотивации к обучению и жизненных интересов ученика. Оценка проводится по тестам, которые, будучи достаточно объективными, дают реальное представление о состоянии здоровья.
- восприятия направлено на исследование функций вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового и обонятельного анализаторов. Диагностируется восприятие качеств стимула, его времени действия и количества действующих стимулов, способность к определению: положения и направления своего тела в пространстве, различных частей собственного тела (одной по отношению к другим), пространственных отношений своего тела к стимулу, пространственно-временных характеристик собственных сложных движений.
Адаптивное физическое воспитание лиц с недостатками слуха
Причины и локализация повреждения органа слуха влияют на восприятие звуков. Глухота влияет на снижение уровня здоровья. Анализ анатомо-физиологических связей слухового анализатора с другими органами и системами организма показывает, что повреждение органа слуха может вызвать нарушения:
- рефлекторных двигательных реакций на слуховые раздражители;
- чувства равновесия;
- функции глазодвигательных мышц;
- бессознательных автоматических движений, которые обеспечиваются экстрапирамидной системой;
- вегетативных реакций организма.
- глухих имеют остатки слуха, что позволяет им воспринимать определенные звуки. Такое положение определяется как тугоухость.
- обучения спортивной технике
- по общефизической подготовке должны проводиться с использованием тифлологических приспособлений, улучшающих ориентирование незрячих людей и обеспечивающих безопасность во время занятий. Важна точная оценка тренером (или его помощником) осуществления движений, предусмотренных каждой методикой. Введение срочных корректив способствует более эффективному обучению дифференцировке точности движений в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий.
- словесного описания действий, которые необходимо выполнять спортсмену, включает описание частей тела, задействованных в выполнении движений. Контроль техники исполнения, активизация и углубление восприятия, оценка результатов, направление поведения ученика требуют мастерства владения словом.
- выборочно-сенсорной демонстрации подразумевает воспроизведение отдельных движений (чаще временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять на слух осваиваемые параметры (например, акустическая демонстрация с помощью метронома или радиоаппаратуры).
- применения специальных тренажеров и различных приспособлений, которые «принудительно» задают параметры движений, позволяя практически почувствовать их.
- , которые задают программу упражнений циклического характера, по частоте сердечных сокращений сверяют заданную частоту с фактической, которая регулируется у ученика с помощью автоматического электронного устройства.
- лидирования (текущего сенсорного программирования) заключается в применении звуколидеров в беге для тренировки «прямого бега», что при данной нозологии является одним из самых сложных этапов обучения.
- срочной информации - современный технический метод, который предусматривает экстренное получение учеником объективных сведений о ходе движений с целью их коррекции или сохранения заданных параметров путем связи с радио, или благодаря миниатюрным электронным звуковым информаторам, которые крепятся на тело спортсмена и подают сигнал при нарушении техники выполнения движений.
Применяются как общие методы физического воспитания, так и специфические:
- внесение регламентирующих изменений в отдельные параметры обычного движения: выполнением упражнения с непривыкшего исходного положения; изменением амплитуды и скорости движений, времени занятий за счет изменения количества повторений каждого упражнения; зеркальным показом упражнений; конструированием новых способов выполнения;
- осложнения обычных действий: дополнительными действиями; комбинацией действий;
- изменение внешних условий: расширением диапазона материально-технического обеспечения; изменением правил, условий, увеличением количества участников занятий.
Общефизическая подготовка при тяжелых формах детского церебрального паралича, когда человек не способен принимать и самостоятельно удерживать вертикальную позу, двигательные способности развивает в следующей последовательности:
- стимулирует вестибулярную функцию;
- добивается ликвидации патологического влияния тонических рефлексов;
- развивает установочные рефлексы;
- нормализует мышечный тонус;
- добивается реакции поворота головы на звук или иной раздражитель;
- формирует умение контролировать положение головы в пространстве (в положении лежа на животе, позже на спине), учит поднимать голову без поднятия плеч;
- добивается раздельных движений головы и тела при изменении положения;
- нормализует мышечный тонус рук (в том числе больших грудных мышц) и формирует умение выпрямлять руки;
- развивает зрительно-двигательную координацию головы и рук;
- формирует умение выполнять повороты туловища со спины на живот и обратно (стимулирует изменения положения тела с разделением движений в шейном, грудном, поперечном отделах позвоночника);
- развивает умение ползать на животе и передвигаться;
- формирует умение садиться с помощью и самостоятельно;
- развивает манипулятивную деятельность рук;
- формирует умение вставать на ноги и удерживать вертикальную позу;
- развивает навыки циклических движений: плавание, ходьба, бег.
- начале учебного процесса желательно использовать индивидуальный метод, затем индивидуально-групповой (группы 3-6 человек) метод «однородной группы», при котором в группу подбирают детей одного уровня по возрасту, физическому развитию, формам детского церебрального паралича, степени двигательных нарушений, сопутствующим проявлениям. По мере социализации ребенка группы увеличивают до 7-12 человек. Эффективными являются игры с общим для всех участников предметом: обручем, мячом. Большую роль в занятиях играет музыкальное сопровождение ритмического характера в виде коротких музыкальных фрагментов и песен.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)