Образование в центре внимания
Сегодня образование находится в центре внимания, продолжая тенденцию, начатую в конце ХХ века. Раздаются тревожные предупреждения с разных сторон, включая экономическую сферу, правительство, образовательные учреждения, родителей и учеников. Распространилось большое беспокойство, что эффективность наших систем образования снизилась до посредственной, а, следовательно, наши человеческие ресурсы не получают достаточного развития и не используют свои возможности в полном объеме. Наибольшее беспокойство вызывает статистика исключений из учебных заведений, снижение уровня успешности по сравнению с другими промышленно развитыми странами, отсутствие всеобщей грамотности, а также упреки о нехватке профессиональной подготовки учащихся. Кроме того, увеличивается количество учеников с нарушениями физического развития, поведения, способностью обучения, а также многих других, которые воспитывались в неполных или экономически незащищенных семьях. Все больше критики раздается в адрес существующих подходов и методики, которые ранее соответствовали потребностям учащихся и более или менее адекватно удовлетворяли ожидания общественности. В последнее время ощущается серьезное давление на школы с требованиями введения практического опыта, взятого из сферы бизнес деятельности, так чтобы приватизировать некоторые образовательные услуги и обеспечить учеников лучшей профессиональной подготовкой.
В 80-х гг., в системе общего образования возникло мощное движение направленное на школьную реформу и реструктуризацию школы. В результате, было основано несколько инициатив, включая движение за повышение эффективности школы, улучшение школьной среды, совместное обучение, менеджмент на местном уровне, а также повышение профессионального уровня учителей. Специальное образование с уникальной историей и организационной структурой также свидетельствует о постепенном, но неуклонном движении по направлению к подчеркиванию роли инклюзивного образования. Такие концепции, как интеграция, нормализация, включение в основной поток (в состав основной группы), наименее ограничительную среду, идея общего образования, ассоциируются с представлениями об обслуживании учащихся с особыми потребностями в местных школах в рамках унифицированной системы образования.
Вместе с тем, во многих аспектах существующие направления трансформации школ в общей и специальной системах образования могут привести к столкновению. Усилия, которые направлялись на адаптацию реформ из одной системы в другую, были разрозненными и фрагментированными, а поэтому не были эффективными. Во времена международной тенденции к уменьшению финансирования на образование со стороны правительств становится заметнее конкуренция между этими двумя системами образования за доступные ресурсы, которые уменьшаются. Многие приверженцы образовательных реформ призывают к пересмотру традиционных образовательных систем, предвидя изменения в философском, педагогическом, организационном и теоретическом измерениях. В самом центре движения за реструктуризацию лежит признание того, что на современном этапе восприятия отдельные системы общего и специального образования нуждаются в радикальной трансформации и объединении, так чтобы наши школы смогли эффективно удовлетворять потребности всех учащихся. Однако, хотя многие педагоги признают сущностную необходимость таких изменений для кардинального совершенствования образования, бросается в глаза несогласованность взглядов на наиболее эффективные пути достижения этой цели. Процессы, которые будут происходить в следующие несколько лет в контексте реформирования образования, несомненно, будут определять в ближайшее время, «каким именно» будет надлежащее образование и будет ли оно подходящим для всех учащихся, но особенно для учащихся с трудностями обучения и одаренных детей.
Одним из самых явных ограничений существующих работ по реструктуризации образования является неправильное разделение основных вопросов и проблематики общего и специального образования. Сторонники реформирования общего образования сосредотачивают свои усилия на повышении стандартов, уровня подготовки будущих учителей и их ответственности, школьной организации и стратегии деятельности, но редко рассматривают до или даже вспоминают проблемы, касающиеся учеников с особыми учебными потребностями, тогда как сторонники реформирования специального образования почти исключительно рассматривают именно эти вопросы. Понятно, что современную реформу школы необходимо начинать с синхронного изучения проблем и общего образования, если необходимо достичь как высокого уровня качества, так и равных возможностей в наших школах.
Понимание реструктуризации
Термин «реструктуризация» употребляли достаточно часто еще до начала XXI века и в довольно разных контекстах, так что исследователям, которые хотели бы выяснить значение этого термина, понадобится большая сила духа. Это сразу становится заметным при обращении к опубликованным работам на тему реструктуризации школы.
Обсуждение школьной реструктуризации обычно сосредотачивается вокруг трех тем: изучение школьного материала, но с основным акцентом на умениях осознавать и решать проблемы; передача полномочий принимать решения непосредственно школьным сообществам, а также ответственность учителей.
Национальная ассоциация директоров средних школ выдвинула еще более подробные объяснения реструктуризации. Кроме охвата вопросов передачи полномочий, ответственности и власти, она также предусматривает усовершенствование методики обучения, рост профессионального уровня учителей, общее управление, координацию ресурсов местного сообщества, а также достижение равноправия учеников.
Хотя приведенные определения имеют свой вес, в них содержится целый набор непонятных, а иногда и противоречивых идей. Например, концепция децентрализации импонирует многим родителям, учителям и учащимся, однако не хватает осознания того беспокойства, что в действительности увеличение полномочий одних заинтересованных сторон может ограничить рычаги контроля, которыми наделены другие стороны. Различные авторы пользуются словарем реструктуризации, но с разными значениями. Как следствие, данной терминологией пользуется широкий круг лиц, которые часто придерживаются самых разных представлений о процессе преподавания и обучения. Фактически, неоднозначность самого термина «реструктуризация», возможно, и добавляет популярности этому понятию, но когда проводятся конкретные широкомасштабные изменения, может исчезать солидарность между реформаторами школы. Эта проблема приобретает особую остроту, если рассмотреть реформы в системе специального образования.
В сфере специального образования реформаторские усилия последнего времени сосредоточены на внедрении инициативы общего образования.
Суть этого начинания толкуют по-разному, но истоки можно проследить от масштабной критики традиционной, обособленной системы специального образования, а также от процессов деинституализации. Критика в адрес специального образования дала толчок, подобный тому, что вызвал реформу системы общего образования. Более характерная черта реформы именно специального образования имеет истоки в общей тенденции к нормализации лиц с отклонениями или нарушениями развития. На основе утверждений о правах человека и природной социальной справедливости правозащитники отстаивали возвращение лиц с недостатками развития из специальных учреждений в родную среду, образовательную и жизненную, приближенную к нормальным условиям.
В школах эти тенденции воплощались через практику интеграции и мейнстриминга. Вместе взятые, две указанные тенденции перешли к призывам к более тесному союзу между общей и специальной системой образования, а для некоторых авторов к идее полной реструктуризации и слияния двух систем в унифицированную систему образования.
Таким образом, инициативу общего образования преимущественно воспринимали как движение за лучшую согласованность между общей и специальной системой образования, и эта инициатива получила развитие, поскольку считалось, что такое сочетание общего и специального образования позволит устранить некоторые принципиальные недостатки обоих систем образования. Вместе с тем, призывая к построению усовершенствованной унифицированной системы образования, выделяют два сущностных для этого процесса вопроса:
- необходимость ограничения слишком большого круга охвата услугами специального образования, что распространяется на учащихся с трудностями обучения, расстройствами поведения, умеренными и средними умственными расстройствами;
- необходимость обеспечения усовершенствованной методикой обучения в системе общего образования и предотвращения академической неуспеваемости среди большого количества учеников, которых относят к группе риска, но которые не имеют явных пороков развития.
- сначала инициатива общего образования представлялась весьма перспективной, однако неудача с образованием продуктивного альянса специального и общего образования, а также неудачный компромисс в форме введения наименее ограничительной среды как средства углубления инклюзии стали причиной минимальных реальных изменений, зато очень острой полемики. И хотя изменения в законодательстве и в образовательной политике, направленные на поддержку инклюзивного образования, получили широкое распространение в США и Канаде, однако общее образование продолжает интересоваться преимущественно достижением высоких показателей успешности, а специальное образование продолжает решать, на первый взгляд, парадоксальную задачу создания равных возможностей получать образование для всех учащихся.
Широкое распространение получило утверждение о непосредственной связи между качеством образования и способностью государства конкурировать в международной экономике. Так же является распространенным и логический вывод из того, что высококвалифицированная рабочая сила необходима для любого государства, чтобы не отставать от международных стран-соперниц. Такие утверждения часто сопровождаются апеллированием к вере граждан в демократию, свободу, значимость каждого индивида, а также верность своему государству. Не будет преувеличением сказать, что можно найти элементы этноцентризма, даже ксенофобии в убеждениях и страхах, по крайней мере, некоторых сторонников школьной реформы. Признав это, важно помнить предостережение о том, что убеждения, основанные на фактах или других факторах, влияют на политику и программы действий и потому также заслуживают внимания. Важно, чтобы педагоги не просто отбрасывали пренебрежительно такие концепции и системы убеждений, так как они могут прямо влиять на школьный процесс, хотя, возможно, и в более рациональной и обоснованной формулировке, как и было предложено некоторыми ведущими реформаторами школы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)