Универсальный дизайн – как мы это понимаем. Концепция универсального дизайна
Изменения в трактовке вопросов инвалидности привели к появлению нового подхода к философии дизайна, который с самого начала процесса проектирования учитывал бы потребности всех пользователей. Этот подход со временем получил международное признание и закрепился как концепция «универсального дизайна».
В разных странах на протяжении длительно времени пытались внедрить эту концепцию во все аспекты жизни общества, закрепив ее законодательно. Позиции правительств по этому вопросу были отражены в документах Совета Европы, Европейского Союза, Организации Объединенных Наций.
Универсальный дизайн в сфере образования
«Универсальный дизайн означает дизайн предметов, окружения и приложений, призванный сделать их максимально пригодными к пользованию всеми людьми без необходимости адаптации или специального дизайна».
Универсальный дизайн не является наукой, стилем или чем-то новым, уникальным. Он требует только необходимость объединения рыночных отношений и умеренного подхода: все, что проектируется и производится, должно быть таким, чтобы им в полной мере мог пользоваться каждый человек.
Универсальный дизайн является экономически эффективным подходом, удовлетворяющим потребности всех пользователей уже на начальном этапе разработки и проектирования и исключающим будущие нерациональные расходы.
Индивидуальный подход к процессу обучения
Если педагог сможет определить особенности усвоения материала каждым ребенком, он сможет организовать среду так, чтобы все ученики проявили свои возможности в усвоении знаний.
Известно, что есть дети, которым трудно читать, трудно заниматься физкультурой, а другие вещи им даются легче, чем их сверстникам. Когда уровень трудностей в восприятии материала достигает определенного уровня, традиционная система обучения начинает «навешивать ярлыки». Именно поэтому необходимо сосредоточиться на трудностях и условно поделить детей на группы. Обычно считают, что такая система основывается на отрицательной интерпретации различий. Но можно использовать и положительную интерпретацию, если взглянуть на отличие, как на индивидуальный дар ребенка, и тогда его можно использовать для оптимизации процесса усвоения материала.
Факторы окружающей среды (звук, освещение, температура, формальная или неформальная атмосфера)
Исследования показывают, что факторы окружающей среды имеют значение примерно для 40% учащихся. Учителя и родители могут приспосабливать звук, освещение и температуру так, чтобы детям было удобно учиться. Например, одни дети во время работы хотят слышать какой-либо фоновый шум, другим лучше в тишине, третьи учат уроки слушая музыку или сидя перед телевизором. Вы это не воспринимаете, но они учатся так. Это и есть отличия.
Эмоциональные факторы (мотивация, настойчивость, ответственность)
Без положительной эмоциональной атмосферы в классе обучение вряд ли пойдет положительно, причем для детей, для которых это имеет особенно большое значение. Осознать тот факт, что разные ученики по-разному подходят к одной и той же учебной ситуации, сложно, но обязанность учителя планировать свой подход так, чтобы эмоциональное состояние ребенка стало фактором успешного усвоения материала.
Социальные факторы (работа в парах, в командах, в группах, индивидуальная работа или работа, направляемая взрослыми)
В нашем обществе детей отдают в детский сад, а потом в школу, где они проводят вместе с другими детьми много времени. Для нашего общества считается нормальным, чтобы детей учили в неоднородной социальной среде под постоянным руководством незнакомых взрослых-педагогов.
На успеваемость школьников, несомненно, влияют их социальные преимущества. Сегодняшний акцент на кооперации в процессе обучения, на групповую работу над проектами и на другие подходы, которые имеют социальную направленность, создает возможности для социального сотрудничества, развития лидерских качеств и взаимозависимости. Опыт подскажет вам, насколько разнообразными или насколько постоянными должны быть условия, в которых тот или иной ученик сможет работать с оптимальным результатом.
Психологические факторы (стиль мышления, внутренний или внешний контроль)
Здесь есть вопросы, на которые стоит обратить внимание. Что характерно для ребенка: ценностный или аналитический подход, импульсивный или рефлективный тип мышления, доминирование левого или правого полушария. Для некоторых учеников естественно осваивать новый материал, идя от целого к частному, для некоторых лучше продвигаться вперед шаг за шагом. Одни дети сразу бросаются выполнять задания, другие, прежде чем начать работать, пытаются понять, как подойти к работе. Некоторые любят факты и цифры, слова и детали. Некоторые музыку, живопись, движение в пространстве и времени. Знание этих особенностей учащихся поможет вам так организовать условия для усвоения материала, чтобы они подходили их особенностям восприятия информации.
Учебный процесс
Размышляя о включении учащихся с особыми потребностями в класс, многие учителя задумываются над тем, сколько дополнительного времени это займет.
Стоит задать себе два вопроса, касающиеся распределения времени:
- Как удовлетворить потребности конкретного ученика, будучи при этом справедливым по отношению к другим?
- Как выделить время на составление индивидуального плана на встрече с другими специалистами и родителями?
Опыт других педагогов
Учителя, применяя индивидуальный подход, должны удовлетворять образовательные потребности учащихся. Если они видят, что ребенок стремится учиться, они с готовностью ему помогают. Многим кажется, что нужно помогать ученику, чтобы он стал учиться лучше, чем раньше, и даже догнал своих одноклассников в освоении школьных предметов, в развитии социальных навыков.
Нередко такое желание выливается в очень интенсивную помощь ребенку, предоставляя которую педагог тратит больше времени на этого ученика, чем на других. Это ошибка. Учитель не может тратить свое время на учеников непропорционально, это будет «нечестно» по отношению к другим детям. Он может помочь ученику с особыми потребностями получить знания и получить навыки, но лишить ученика «проблем» – не в состоянии.
Все мы учимся в соответствии со своей способностью учиться и с той скоростью, которая нам присуща. Мы знаем, что детям с особыми потребностями труднее учиться, чем другим, по той или иной причине. Почему же тогда мы считаем, что нам следует требовать от них большей отдачи при обучении, и думаем, что таким образом они смогут многое освоить быстрее?
Их надо учить, двигаясь в том же темпе, в котором они способны воспринять и запомнить новую информацию и продемонстрировать вам, что они научились тому, что вы им объясняли. Учитель не в состоянии заставить учеников научиться более того, на что они способны. Будет лучше, если учитель решит, сколько времени он сможет потратить на своих учеников и распределит его равномерно.
Если в классе есть ученик, на которого нужно тратить больше времени, чем учитель может себе позволить, следует воспользоваться помощью ассистента учителя, волонтера или одноклассника. Это не означает, что учитель должен возложить на них ответственность за планирование занятий и обучение этого ребенка. Эта ответственность лежит на учителе, хотя он может разделить ее с кем-то еще.
Как обсуждать вопрос инвалидности с детьми в классе
- Сравните слово «инвалид» и «человек с инвалидностью» для обсуждения отношения общества к людям с инвалидностью.
- Разговор о вопросах инвалидности должен стать частью общего обсуждения различий (национальности, пола, религии, культуры).
- Включайте вопрос «инвалидности» в учебные планы. Например, на уроках истории используйте материал о ветеранах войны, получивших инвалидность, но продолжавших служить в армии, работать. На уроках рисования можно использовать материалы об известных художниках, скульпторах, которые имели инвалидность. На уроках математики можно давать задание на составление пропорции размеров, необходимых для построения пандуса.
- Не запрещайте детям задавать вопросы о возможностях людей с инвалидностью.
- Убедитесь, что вы не говорите об инвалидности, как о несчастье.
- Создайте такую атмосферу, чтобы дети смогли свободно выражать свои мысли.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)