Факторы связанные с анатомическими особенностями ребенка
Когда ребенок становится старше, его мышечный тонус повышается, но все же эта проблема дает о себе знать, хотя и в меньшей степени. Вы можете этого и не заметить, когда видите, как малыш пользуется уже сформированным навыком, например, ходит, когда вы гуляете в парке. Но это проявится, когда вы приступите к работе над новым умением (например, совершать прыжки). Мышцы ребенка слабее, чем нужно для освоения каждого нового умения, а, чтобы сформировать навык, ему приходится работать больше, чем если бы этой проблемы не существовало. По-прежнему даст о себе знать и чрезмерная подвижность суставов. Однако в повседневной жизни вы не заметите этого так четко, как ранее. Подвижность суставов скажется, главным образом, на движении стоп. Будет видно, что ступня малыша плоская, при ходьбе носки «смотрят» в разные стороны, а наступает он на внутренний край стопы. Работа над умениями этого периода развития ребенка (вслед за тем, как он овладеет умением ходить), поможет изменить положение стоп и походку. Стопы по-прежнему будут плоскими, но он научится ходить, приставляя их ближе одна к другой, и направляя носки вперед.
Руки и ноги ребенка будут короткими по сравнению с длиной его туловища, поэтому ему труднее подниматься и спускаться по лестнице, кататься на трехколесном велосипеде.
Детям с синдромом Дауна трудно сохранять равновесие, стоя на одной ноге. Но это умение имеет большое значение для ходьбы и формирования правильного положение стоп. Поможет его развить отработка других умений, а именно: бить по мячу ногой, подниматься и спускаться по лестнице, ходить по доске.
Темперамент
Независимо от того, «наблюдатель» ребенок или «деятель», после того, как он научился ходить, он вообще станет активнее. Однако учитывать его темперамент важно, поскольку от этого зависит ваша роль.
Если «деятель», отдаст предпочтение быстрым движениям и, соответственно, таким видам деятельности, как бег, лазание, прыжки, езда на велосипеде, он полюбит скорость и быстрое передвижение. Двигаться медленно и смотреть себе под ноги он не захочет. Он будет рисковать и «лететь» сломя голову, не задумываясь над тем, как обеспечить себе безопасность. Следить за таким малышом нужно непрерывно и быть начеку в любой момент, когда ему потребуется помощь. Тренировка научит его внимательнее относиться к тому, что он делает, и выполнять эти действия, не подвергая себя опасности.
Если ребенок «наблюдатель», он предпочтет навыки, которые предусматривают использование медленных движений: такие, как ходьба по доске или по лестнице. Он не будет возражать против скорости, например, против бега, если его при этом поддерживать. И все равно скорость движений не должна быть высокой, пока он как следует не ознакомится со всеми необходимыми движениями. Вообще к любому виду двигательной активности «наблюдатель» отнесется с вниманием и осторожностью, контролируя свои движения и всегда стремясь сохранить равновесие. Как правило, он будет пытаться избежать опасности и не нуждаться в особо пристальном внимании. Ему важно, чтобы вы были рядом и показывали, что нужно делать. Этого ему хватит, чтобы почувствовать себя в безопасности. Когда ребенок усвоит новый навык, он начнет двигаться с большей скоростью, проявляя больше энтузиазма и, даже будет идти на риск.
Внимание
Есть навыки, которые требуют более медленных движений и повышенного внимания. Когда ребенок ходит по неровной поверхности, ему необходимо смотреть под ноги, успеть спланировать, куда шагнуть, вверх или вниз, и как сделать так, чтобы не упасть. Когда он идет по доске, ему нужно следить за своей ступней и не подходить к краю.
«Наблюдателю» это будет даваться легче, чем «деятелю», который сосредоточит внимание на своих действиях, только, если это необходимо в отработке конкретной задачи.
Нужно научить ребенка концентрировать свое внимание.
Для этого нужно правильно организовать занятия. Предполагается, что ему будут показаны необходимые действия, а он будет имитировать их. Например, ребенок учится ходить по узкой линии (доске). Как легко привлечь его внимание к тому, что он делает? Если вы на пол кладете деревянную доску шириной 30 см, то, зайдя за края этой доски, он это заметит. При формировании любого навыка необходимо найти способы привлечения внимания ребенка к тому, что ему нужно сделать.
Готовность и наличие мотивации к освоению навыка
Ребенок не овладеет ни одним навыком до тех пор, пока не будет готов к нему физически и психологически. Например, для того, чтобы заинтересовать его прыжками, необходимо включить музыку и помочь ему научиться делать под нее пружинистые движения. Но отрывать ноги от земли он научится, только, когда будет готов к этому физически и будет иметь соответствующее настроение. Задача родителей - помочь ему отрабатывать те умения, которые ему нравятся, и предоставить поддержку, когда он будет готов и захочет попробовать перейти на новый уровень владения тем или иным навыком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)