Соблюдение прав инвалидов
Несовершенство законодательной и нормативной базы, регламентирующей государственную поддержку инвалидов наряду с низким уровнем профессионализма и личной ответственности должностных лиц, приводит к повышению социальной напряженности, а иногда и к негативным личным последствиям для этой категории граждан.
Низкий уровень государственного финансирования пенсионных и социальных выплат ставит инвалидов на грань выживания.
Волонтеры и общественные организации пользуются значительным доверием инвалидов и по мере своих ресурсов оказывают помощь, которая заключается, в основном, в содействии при оформлении документов, информировании и оказании гуманитарной помощи. Однако они не имеют достаточных рычагов влияния на системные нормы и правила предоставления социальных и медицинских услуг населению в государственных и коммунальных учреждениях, на уровень финансового обеспечения инвалидов.
Сами инвалиды практически не проявляют готовности активно участвовать в защите и реализации гарантированных законом прав на местном уровне. О попытках вносить системные изменения, на более высоком законодательном или исполнительном уровнях, речь вообще не идет.
Также, проблематичным является вопрос оформления этой категории граждан в социальных учреждениях, если они не одиноки. По законодательству, если даже их родственники по разным причинам не имеют возможности заботиться о них, инвалиды лишены возможности быть оформленными в социальные учреждения интернатного типа.
Несмотря на то, что вопросы предоставления помощи инвалидам урегулированы общенациональными нормативными актами, положение дел в различных областях отличается достаточно существенно. Это свидетельствует о том, что проблемы заключаются не в несовершенстве нормативно-правовой базы, а в пробелах правоприменительной практики и отношении органов власти и местного самоуправления.
Самый больной вопрос - доступ инвалидов к информации. Значительное количество лиц с инвалидностью, которые не нуждаются в медицинской помощи, сталкиваются со сложностями при коммуникации по причине отсутствия переводчиков жестового языка, специальных средств подачи информации. Это только усиливает отрыв инвалидов от нормальной жизни в обществе.
Доступ к медицинским услугам - это вторая по важности проблема инвалидов. Прежде всего, необходимо исключить случаи, когда требуется оплата, или отказывается в лечении при ее отсутствии пациентам-инвалидам в государственных лечебных учреждениях. Решением может стать создание реально действующей «горячей линии» для пациентов.
Необходима разработка и утверждение на государственном уровне порядка постановки на учет территориальными органами здравоохранения инвалидов и детей-инвалидов по месту регистрации их проживания для бесплатного обеспечения средствами реабилитации и его быстрого внедрения, индексация социальных выплат инвалидам и приведение реальных доходов этой категории граждан в соответствии с прожиточным минимумом.
Необходимо рассмотреть и вопрос предоставления специализированной юридической помощи для этой категории, в том числе консультационной, путем создания «горячей телефонной линии», а также курсов для родителей детей-инвалидов.
В современных экономических условиях, реализация права на труд инвалидами, представляется очень непростой задачей. Ее решение должно быть комплексным и осуществляться на государственном уровне. В любом случае, необходимо лоббировать на государственном уровне ответственность центров занятости за трудоустройство инвалидов. Для того, чтобы прежде всего, предотвратить ситуации, когда инвалиды обращаются в Центр занятости и не получают предложения ни о работе, ни об обучении, необходимо проанализировать существующие программы негосударственного трудоустройства инвалидов в регионе и проинформировать целевую группу о таких возможностях. Необходимо также провести анализ налогообложения работающих инвалидов и, при необходимости, лоббировать внесение изменений в Налоговый кодекс для этой категории. По результатам анализа необходимо провести информационно-разъяснительную компанию по вопросам пенсии, льгот и субсидий для работающих пенсионеров-инвалидов.
Необходимо разрабатывать и внедрять проекты, которые помогают инвалидам получить некоторую самостоятельность и финансовую независимость. Это проекты, которые в течение времени обещают доход и прибыль.
Сюда можно отнести:
- инклюзивную мастерскую художественных ремесел, где ребята с особыми потребностями смогут общаться, заниматься посильным трудом в защищенных условиях, работая вместе с обычными молодыми людьми-волонтерами, а также интересно проводить досуг;
- организацию мастерских и курсов, на которых инвалиды получили бы трудовые, образовательные, юридические и другие навыки. Эти знания и опыт в дальнейшем понадобятся в социальной, производственной и другой деятельности, которая способствует тому, чтобы полностью легально зарабатывать на жизнь и, тем самым, чувствовать себя самостоятельной и независимой личностью.
Тренинговые модели
Перед подготовкой к тренингу необходимо предусмотреть возможность свободного перемещения и комфортного пребывания участников с инвалидностью, архитектурную, коммуникационную, информационную доступность.
Тренинг «Проблемы инвалидности и инклюзивный подход к процессу принятия решений».
Задание: Пусть каждый участник подумает о том (или запишет), как он может себя описать. Во время совместной работы с партнерами участникам нужно выявить, что общего и разного они имеют.
Тренер должен задать следующие вопросы:
- Чувствовали ли вы себя не таким, как все?
- На ваш взгляд, происходит ли такое с другими?
- Какой-либо человек или группа свободна от предрассудков?
- инвалидности. Презентация и упражнения в малых группах.
- просит участников распределиться на группы и провести в них обсуждение «ситуаций» по предложенной тематике. Затем участникам предлагается представить свои решения. В конце тренер подводит итоги, отмечая правильный вариант действий.
- необходимо для каждой группы подготовить задания. Железнодорожная станция, где отсутствует звуковое оповещение, существуют только вывески. Человек с нарушением зрения хочет сесть на поезд ...
- Какой будет ответ на эти ситуации с точки зрения медицинской модели? Проблема заключается в неспособности лица из-за паралича верхних и нижних конечностей, вызванного повреждением спинного мозга в результате автокатастрофы, подняться. Проблема заключается в неспособности лица прочитать информацию о расписании движения поездов. Проблема вызвана нарушением зрения.
- Какой будет ответ на эти ситуации с точки зрения благотворительной модели? Насколько печальным или трагическим является тот факт, что человек не может подняться по лестнице или видеть? Такими людьми должны заниматься в специальной среде, созданной специально для них; этих людей надо поддерживать и жалеть за то, что они оказались в такой «невыгодной ситуации» и они должны быть благодарны обществу за то, что оно кормит и одевает их. Нет нужды спрашивать их, чего они хотят или в чем нуждаются, - мы знаем лучше.
- Какой будет ответ на эти ситуации с точки зрения социальной модели? Эти люди «инвалидами» считаются только потому, что кафе или железнодорожная станция физически недоступны для них. Это прямое нарушение прав человека. Это также может поставить их семьи в невыгодное положение, это плохо влияет на бизнес, поскольку эти люди не могут пользоваться общественными услугами или общественным транспортом.
Тренер объединяет участников в группы и предлагает каждой группе обсудить следующие вопросы:
- Какие барьеры существуют для инклюзивного принятия решений?
- Какие преимущества существуют для инклюзивного принятия решений?
- Как преодолеть эти барьеры и как помочь усилить преимущества?
- записывают свои мысли на листах ватмана. После обсуждения презентаций групп, тренер заключает все, о чем шла речь.
- обращается к участникам и просит подумать над преимуществами инклюзивного принятия решений для:
- отдельных лиц и организаций гражданского общества. Например, возможность напрямую влиять на те процессы, которые непосредственно их касаются. Получение новых навыков. Ощущение решимости и самоопределения, которые помогают в повышении уверенности и самооценки;
- местных и центральных органов власти. Например, лучше делать все правильно с самого начала, чтобы не допускать «дорогие» ошибки. Получение лучших результатов благодаря привлечению к процессу консультирования субъектов политики и услуг. Удовольствие от непосредственной работы с теми, кто получает пользу;
- средств массовой информации.
- обращается к участникам и просит подумать над такими вопросами:
- Если проанализировать путь с момента получения информации, через этап консультирования до коллегиального принятия решений, на каком отрезке этого пути находится ваша организация?
- Где находятся те организации, с которыми вы сотрудничаете или на которые хотите влиять?
- Если они не руководствуются принципом коллегиального принятия решений, то какие существуют препятствия? Что может убедить их в наличии потенциальных преимуществ коллегиального принятия решений?
- делятся своими мыслями с другими. Тренер проводит обсуждения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)