Основные виды коррекционно-развивающей работы
Основные виды коррекционно-развивающей работы
- виды коррекционно-развивающей работы направлены на формирование представлений, коррекцию перцептивных действий, развитие сенсорной сферы, развитие зрительного и слухового внимания, развитие мыслительных процессов, развитие языка и речи, стимуляцию двигательной активности, коррекцию поведенческих проявлений и тому подобное. Все виды работы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- тематический план на год, музыкальный руководитель должен творчески подходить к распределению тем, несмотря на постепенное усложнение задач, условия, традиционные для данной области жанры музыкального искусства, а также предоставляется возможность выбрать определенный вариант темы, но с учетом коррекционно-развивающих задач, указанных в программе.
- предостережений для использования данной музыкотерапии нет. Но она должна применяться индивидуально, учитывая, что при общем тяжелом состоянии ребенка, острой форме заболевания, тяжелых поражениях нервной системы ребенок очень уязвим, и требует особых подходов в любых методах лекарственной терапии.
- проводить занятия по музыкотерапии в помещениях, где дети чувствуют себя комфортно и уютно, оборудованных необходимыми наглядными средствами и технической аппаратурой.
- структуре коррекционно-развивающая программа по музыкотерапии для детей дошкольного возраста 5-7 лет со сложными нарушениями психофизического развития включает основные компоненты содержания материала. Программа не содержит требований о результатах коррекционно-развивающей работы. При этом очень важно воспитывать у детей культуру слушания и желание заниматься музыкальной и творческой деятельностью.
- процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в современное общество и их социализация, обусловливают целесообразность использования в практике специальных и инклюзивных дошкольных учебных заведений музыкотерапии как важного психофизического фактора, направленного на стимуляцию:
- формирования целостных представлений о музыкальном искусстве;
- достижения мировой культуры;
- накопления собственного опыта;
- развития эстетических качеств и ценностей, обеспечивающих формирование личности и ее взаимосвязей с окружающей действительностью.
- , как сложное психическое заболевание, которое до сих пор, вопреки мировой практике, некоторые специалисты относят к случаям олигофрении или ранней шизофрении, поскольку дети с этим заболеванием демонстрируют непонятное неадекватное поведение, также наблюдается в группе детей с детским церебральным параличом.
- мнению ученых, аутизм является одним из загадочных нарушений развития, при котором человек находится якобы в собственном пространстве, ориентируется на свои, иногда никому непонятные, информационные сигналы извне. Аутичный ребенок не идет навстречу другому ребенку, и не радуется, когда кто-то, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ним. Поэтому, вовремя начатая эффективная коррекционная работа делает достаточной адаптацию лица с аутизмом в общество других людей.
- детей со сложными (комбинированными) нарушениями психофизического развития характерны нарушения в эмоционально-волевой сфере и слишком ограниченный опыт общения. К сожалению, музыкотерапия не является панацеей, которая может вернуть их к полноценной здоровой жизни. Но в наших силах поставить вопрос о месте и роли музыкального искусства и других видов искусств в духовном обогащении детей, сделать доступными для них активное использование занятий по арт-терапии, и увеличить количество часов именно на предметы эстетического цикла.
Правильно подобранная к психофизическим особенностям ребенка музыка способствует общей гармонизации его душевного состояния. Внутреннее приятное ощущение гармоничного состояния - эвритмия - активизирует биологическую способность человеческого организма находить тот необходимый ритм, с помощью которого устанавливается слаженность всех систем организма во всех видах жизнедеятельности.
- действием эвритмии значительно активизируется процесс функционирования всех систем организма, повышается восприимчивость к усвоению информации различными анализаторами (слуховым, зрительным, тактильным, обонятельным). Особую роль в этом процессе играет слуховой анализатор. Это объясняется тем, что в процессе филогенеза человека первично развивалась слуховая функция. Поэтому музыкотерапия также может применяться, как метод коррекции слуха.
Современная медицина убедительно доказывает, что музыка влияет на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, артериальное давление, деятельность желез внутренней секреции, газообмен, физическую активность и общее состояние организма. Кроме того, шедевры музыкального искусства с успехом применяются для коррекции функциональных расстройств различных органов и систем организма, в том числе нервной системы. Современная медицинская наука активно использует помощь искусства звуков в виде так называемой музыкальной терапии, или терапии музыкой.
Учеными было неоднократно продемонстрировано, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки. Это открытие стало прорывом в целенаправленном использовании музыки в различных областях медицины.
Также восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно для детей, которым нет еще и года. То есть она способна оказывать свое лечебное воздействие на ребенка при любых условиях. Ее терапевтическая ценность постоянно растет. С помощью музыкальных образов и музыкального языка, ритма и ее мелодичности можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, можно растормозить заторможенность детей, урегулировать действие кинестетической системы или дать неограниченный простор и свободу движениям, выявить музыкальные способности личности и удовлетворить ее музыкальные потребности в любом музыкальном жанре или предпочтениях.
Музыка широко и успешно используется в комплексной терапии. Лечение музыкой лиц, страдающих неврозами и неврозоподобными состояниями, чрезвычайно полезно и имеет исцеляющий эффект.
Музыкотерапия является формой клинико-медицинского лечения, которая по своей сути относится к области психотерапии, где действуют специфические диагностические критерии ее использования. В ней используется музыка в различных ее формах. Под самим этим понятием понимают различные методы, применяемые для решения задач лечения пациентов. Теоретическая цель музыкотерапии состоит в следующем:
- активизации и пробуждении эмоциональных процессов (интроспекция) в виде их стимуляции, которые вызывают интрапсихический анализ психопатологических конфликтов и их устранении;
- активизации и пробуждении социально-коммуникативных взаимодействий на невербальном уровне, которые вызывают преодоление социально-коммуникативных нарушений поведения с патологическими признаками;
- регуляции психовегетативных органических нарушений и других состояний психофизиологического напряжения;
- развитии и дифференциации способности к эстетическим переживаниям и наслаждению, которые способствуют разрушению ограничений, связанных с патологией переживаний.
- музыкотерапии можно разделить на две основные группы: активную и рецептивную. Они, в свою очередь, делятся на методы групповой и методы индивидуальной терапии. Методами активной музыкотерапии считаются: инструментальная импровизация, управляемая групповая терапия пением, двигательная импровизация под музыку и т.д.
- имеет непосредственное влияние на эмоциональное, нравственное и эстетическое развитие человека и глубоко действует на его внутреннее состояние. Сущность нашего понимания музыкотерапии состоит в том, что мы считаем ее не только лечебным, но и коррекционно-воспитательным средством. Положительное влияние музыки сказывается не только на патологически измененных функциях организма ребенка, а на целенаправленном и систематическом формировании и воспитании личности с психофизическими нарушениями, социализируя и адаптируя ее к условиям современности. Ритм, мелодию, гармонию, которые воплощены в музыкальном произведении, можно считать прямыми носителями лечебно-воспитательного воздействия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)