Реформа в специальном образовании детей с особыми потребностями
Реформа в специальном образовании детей с особыми потребностями
Реформа образования вызвала и реформу в специальном образовании детей с особыми потребностями. В нашем обществе есть разные категории маленьких граждан, определенная часть из которых имеет проблемы, связанные с развитием, здоровьем. И, к сожалению, на сегодняшний день наблюдается тенденция к росту числа детей, нуждающихся в социальной адаптации, коррекционно-реабилитационной помощи.
Дети с особыми образовательными потребностями имеют право удовлетворить их так же, как и все остальные члены общества. Эти принципы закреплены рядом правовых актов: Концепцией развития инклюзивного образования, Положением о специальных классах для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях, Законом «О реабилитации инвалидов».
Сейчас идет активный поиск эффективных способов внедрения социального взаимодействия детей, имеющих нарушения психофизического развития. Основной задачей дошкольных учреждений является формирование жизненной компетентности детей с недостатками зрения как средства дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.
Осуществив анализ особенностей социально-экономической ситуации, возможности семейного воспитания детей с недостатками зрения, предоставление им квалифицированной коррекционной психолого-педагогической помощи по месту жительства, а также учитывая существенные достижения системы дифференцированного обучения таких детей, можно утверждать, что существующая система постепенно исчерпывает свой социально-педагогический потенциал относительно полноценной подготовки ребенка к интеграции в обществе. На данный момент представляется целесообразным дальнейшая разработка и внедрение инновационных форм и технологий обучения лиц с ограниченными возможностями. В этом смысле особого внимания заслуживает интегрированная модель обучения.
Жизнедеятельность коллектива дошкольных учреждений многогранна и разнообразна. Но главная ее задача - помочь воспитанникам с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, научиться жить полноценно, чувствовать себя счастливым, нужным другим.
Учитывая общую проблему формирования жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста через внедрение инновационных технологий, можно двигаться в таких направлениях:
- оптимизация процесса внедрения новейших технологий в образовательно-воспитательную работу с целью адаптации образовательных программ, методов и форм обучения;
- привлечение родителей к образовательному процессу;
- сотрудничество со специалистами для предоставления специальных услуг с целью коррекции нарушенных функций и возможности их восстановления;
- развитие творческих способностей и интересов каждого ребенка;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение содержательного, интересного и радостного пребывания малышей в детском саду;
- создание оптимальных условий для подготовки детей к обучению в школе, будущей интеграции в современное общество.
- необходимо начинать с организационно-методического обеспечения инновационной деятельности - разработки комплексно-адаптированной программы внедрения инновационных педагогических технологий. Значительная роль при ее воплощении отводится самообразованию педагогов, которое носит индивидуальный характер. Интересно, что воспитатели в практике работы отдельным видам педагогической деятельности уделяют больше внимания. Это зависит от личных способностей, умений, предпочтений каждого. Поэтому при организации методической работы необходимо ориентироваться на вкусы и потенциальные возможности каждого отдельного воспитателя, осуществлять дифференцированный подход к работе с кадрами.
- этапом внедрения Программы является организация творческих и проблемных групп, клубов. Достичь особенно хорошего эффекта помогает привлечение желающих педагогов к общему творческому поиску, изучению педагогических достижений воспитателей, которые внедряют инновации в практику своей работы.
- формирования жизненной компетентности детей с особыми потребностями зависит от того, в каких условиях находится ребенок, и какие предметы его окружают. Поэтому, создавая реабилитационную среду, нужно исходить из того, как она влияет на формирование компенсаторных механизмов, предотвращает переутомление детей. Обязательным условием создания такой среды является комфортный психологический климат, обеспечение постоянной положительной эмоциональной поддержки детей.
- организованные развивающие центры позволяют сформировать у детей поисковые способы восприятия, способствуют развитию ориентационной деятельности, перцептивного восприятия, предметно-практических действий, развивают умение использовать приобретенные возможности в различных ситуациях. В состав коррекционно-развивающей среды в групповых помещениях входят ячейки: игровой деятельности, музыкальной, художественного слова, развивающего обучения, отдыха и уединения, сенсорного развития и развития восприятия, игр для коррекции зрения, развития мелкой моторики.
- зоне работы с компьютером дети приобретают элементарную компьютерную грамотность. Они с удовольствием играют в разные развивающие игры, занимаются изобразительной деятельностью в графическом редакторе.
- место занимают игры для развития зрительного анализа и синтеза. Внедрение игровых форм обучения с использованием яркой компьютерной графики настраивает детей на общение, повышает настроение и вызывает интерес к учебному процессу, в несколько раз ускоряет формирование и коррекцию необходимых психических процессов, темп и качество коррекционной работы.
- зрения негативно влияет на уровень двигательной активности детей, на их способность овладевать движениями, ориентироваться в пространстве, удерживать равновесие, координировать движения.
- из направлений новой педагогической технологии в специальном образовании является арт-терапия. Использование различных видов арттерапевтических методик позволяет детям учиться соотносить слова с движениями, правильно и грациозно двигаться, чувствовать музыкальный ритм, координировать свои движения, помогает избавиться от неуклюжести, способствует развитию координации двигательного, зрительного, слухового восприятия. Благодаря таким интересным технологиям дети «раскрываются» психологически, начинают понимать свою уникальность в свойственных им способностях, чувствуют себя значимыми и полноценными личностями. Среди функциональных видов искусства отличается театр. Для детей с нарушением зрения важность театра в коррекционной работе трудно переоценить. Именно в театрализованной деятельности удобнее осуществить современную идею интегрированного обучения, когда здоровые дети и дети с нарушением развития объединены единой учебной целью. Ребенок играет, не замечая, что он учится. Одновременно происходит коррекция его недостатков в развитии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)