Инновации в работе с детьми с особыми потребностями
В XX веке созданы новейшие образовательные модели, для детей с особыми потребностями. Но специальная интернатная система обучения и воспитания детей с различными нарушениями зрения была и является оправданной. Специальные программы, особые учебники, тетради, государственное обеспечение школьников, специальная тифлопедагогическая подготовка учителей, созданная методическая и медицинская база школы способствовали успешному осуществлению программы коррекции, развития и реабилитации слабовидящих детей. Но за пределами школы царил мир с его рыночными отношениями, прагматизмом, бешеной конкуренцией, высокими требованиями к человеку. Мир, в котором побеждает сильнейший. Как приспособиться к такому миру и его программе? Как сделать безболезненным переход в новую среду? Как привлечь внимание здоровых и сильных личностей к тем, кому необходима поддержка в самореализации? Как реализовать идеи гуманизма в неоднородном обществе, помочь кому-то стать сильнее, увереннее, искуснее и чувствовать себя нужным? В действительности же недостатки зрения не стали преградой для многих выпускников школы. Они реализовали свои потенциальные возможности и способности в высших учебных заведениях. Но процесс адаптации к новым условиям для каждого из них был нелегким.
Педагогический опыт школы раскрывал проблему трудностей в реализации индивидуального подхода к каждому ученику класса с учетом различной специфики образовательных потребностей, создания особо комфортной среды коррекции и развития всех структур личности.
В школе обучаются и воспитываются воспитанники, которые имеют дефекты зрительной функции. Кроме недостатков зрения, у многих детей имеются другие заболевания физического и умственного развития, такие как: легкая умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральный паралич, пороки слуха (глухота), речевые недостатки, эндокринные и гастроэнтерологические заболевания.
Основными направлениями работы научно-практических центров является информационно-консультативная, учебно-практическая, методическая и просветительская деятельность. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие зрительного восприятия, речи, коррекцию познавательной деятельности, физическое развитие, формирование навыков пространственного, социально-бытового ориентирования, психокоррекцию.
Главные задачи:
- обеспечение права детей, нуждающихся в коррекции физического развития на получение полного общего среднего образования путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой;
- развитие естественных способностей и дарований, творческого мышления воспитанников.
Коррекционно-развивающие занятия в школе-интернате для детей с недостатками зрения направлены на:
- исправление недостатков представлений и жизненного опыта детей с нарушениями зрения, то есть, на создание необходимой конкретной - базовой основы для развития их мышления;
- эффективное использование инструментов учебно-познавательной деятельности - слова и наглядности - для обучения детей с нарушениями зрения приемам и способам сенсорной, умственной и практической деятельности;
- развитие различных психических процессов личности ребенка с нарушением зрения.
Коррекция пороков развития слабовидящих учащихся осуществляется по трем направлениям:
- Коррекция психического развития, которая предусматривает систему педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков восприятия, представления, памяти, мышления, речи и т.д.
- Коррекция физического развития предусматривает систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений двигательной сферы (координация движений), развития пространственной ориентировки и тому подобное.
- Коррекция функций зрения предполагает развитие остроты зрения, поля зрения, прослеживая функции бинокулярного зрения, различения цветов и тому подобное.
Особенно важное коррекционное значение имеет использование в учебно-воспитательном процессе наглядности как средства, которое развивает зрительную функцию при нарушении способностей цветоразличения.
В школе-интернате имеется тифлокомплекс, оборудованный компьютерами, на которых установлены программы, предназначенные для работы слепых детей и детей с глубокими нарушениями зрения. Эти программы используются на коррекционно-развивающих занятиях.
На уроках развития речи учителя используют логопедический тренажер с соответствующими программами.
Также учителя используют мультимедийные учебники (история, музыка, изобразительное искусство, география, биология, физика).
В библиотеке учащиеся могут работать с электронными увеличительными лупами различной модификации.
Кабинеты биологии, географии, социально-бытового ориентирования, лечебной физкультуры, математики, иностранного языка оснащены коррекционным оборудованием, которое активно используется в учебном процессе.
Врачом-офтальмологом в начале каждого учебного года проводится обследование учеников, при необходимости ученикам выдаются увеличительные оптические приборы (лупы), выписываются рецепты на очки, оформляются офтальмологические карточки с рекомендациями.
Классы оборудованы коррекционной наглядностью для проведения упражнений по снижению зрительного напряжения.
Научно-практический центр проводит информационно-консультативную деятельность:
- консультирование различных категорий педагогических работников с использованием в практике деятельности новейших достижений в области образования детей с нарушениями зрения, ознакомление с инновационными педагогическими технологиями обучения и воспитания таких детей;
- предоставление информации педагогам об особенностях воспитания, обучения и развития детей с нарушениями зрения;
- консультирование по запросу по вопросам инклюзивного в образования;
- сотрудничает с областной психолого-медико-педагогической консультацией и с областным офтальмологическим отделением относительно детей дошкольного возраста с недостатками зрения.
Научно-практический центр осуществляет учебно-практическую деятельность:
- Обучение педагогов подходам, методикам, технологиям, формам работы с детьми с нарушениями зрения. Как и в массовой школе, при планировании учебной работы, рассматриваются перспективы развития слабовидящих учеников в процессе усвоения содержания материала, а также овладение познавательными процессами, умениями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)