Привлечение одноклассников ученика с ограниченными образовательными потребностями к созданию инклюзивной среды
Очень важной задачей является предоставление взрослыми необходимой грамотной поддержки ученику с ограниченными образовательными потребностями в инклюзивном классе.
Проблема совместного обучения учащихся с нормальным развитием и с особенностями психофизического развития чрезвычайно многосторонняя и рассматривается отечественными и зарубежными педагогами, дефектологами, психологами. Решению проблем внедрения инклюзивной практики в школе, в частности созданию условий в детском школьном коллективе для ввода ученика с ограниченными образовательными потребностями в инклюзивный класс, посвящены работы ряда зарубежных ученых. Их исследования показывают, что для ученика с ограниченными образовательными потребностями детский коллектив, в котором он находится, является мощным ресурсом для развития.
От того, как к ученику будут относиться одноклассники, будет зависеть его душевное состояние и мотивация к обучению.
Психологический аспект процесса ввода ученика с ограниченными образовательными потребностями отражает степень психологического комфорта этого ученика, а педагогический аспект - качество процесса ввода в коллектив, связанный как с самочувствием ученика, так и с успеваемостью его обучения. Таким образом, учителю и ассистенту надо создать определенные условия, которые обеспечат комфортный процесс введения ученика с ограниченными образовательными потребностями в инклюзивный класс, то есть им необходимо использовать такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые будут способствовать образованию доброжелательной атмосферы в классе и толерантному отношению учеников к ученику с ограниченными образовательными потребностями.
Взаимное обучение в качестве метода обучения приносит различные преимущества в зависимости от используемого подхода. Для обеспечения того, чтобы помощь со стороны одноклассников была возможна, ассистент учителя сначала показывает им, как ее можно осуществить и со временем ассистент учителя все меньше вмешивается в процесс помощи.
Детей надо хвалить и поощрять, когда они взаимодействуют с аутичным одноклассником, так как это может быть для них очень сложно. В некоторых классах можно использовать систему наград для товарищей по играм, например, давать им наклейки, или предоставлять доступ к любимым занятиям. В конце года можно устроить награждение учащихся, которые играли с учеником с ограниченными образовательными потребностями, сертификатами. Также для них необходимо проводить регулярные групповые обсуждения, чтобы ученики могли поделиться своими идеями и задать важные для них вопросы, получая, таким образом, поддержку своих одноклассников и учителя.
Готовность педагога общеобразовательного учебного заведения к работе с детьми с особыми образовательными потребностями как успешный фактор инклюзивного образования
Постановка проблемы в общем виде. Сегодня происходит изменение ценностных ориентиров в мире, признание особенности каждого ребенка, обусловленное изменением образовательной парадигмы на гуманистическую - «образование для всех, школа для всех ».
Образование является весомой и наиболее проблемной сферой в жизни детей с особыми образовательными потребностями. Оно выступает как бы индикатором круга других проблем, ведь, как лакмусовая бумажка, выявляет такие проблемы, как: доступность архитектурных сооружений, транспортировки детей с ограниченными образовательными потребностями, их коммуникационная ограниченность, материальное обеспечение, трудоустройство в будущем. В связи с изменениями в образовании меняются и требования к учебным заведениям. В частности, появилось такое понятие как «инклюзивное заведение».
Изложение основного материала. Решающим условием инклюзивного образования детей с ограниченными образовательными потребностями является создание инклюзивного пространства, которое, прежде всего, предусматривает наличие как специально подготовленных педагогов, так и специально подготовленной образовательной среды, материально-технического обеспечения.
Особое внимание необходимо обращать на подготовку педагогических работников. Обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами предполагает наличие у педагогов готовности к работе с детьми с особенностями психофизического развития. Это должны быть педагоги, которые:
- принимают новую систему ценностей;
- творчески реализуют новые технологии обучения;
- способны решить проблему социализации детей с ограниченными образовательными потребностями;
- владеют методами психолого-педагогической диагностики;
- стабильно стремятся к высоким результатам в своей профессиональной деятельности;
- знают специфику образовательных программ;
- владеют методиками и технологиями обучения детей с ограниченными образовательными потребностями;
- эффективно взаимодействуют как в самом учреждении, так и с окружающим социумом.
Процесс формирования профессиональной готовности учителя к инклюзивному обучению - процесс сложный и многоплановый, который происходит в течение всей жизни учителя и решается с помощью школы, методической службы, психологического сопровождения. Стоит отметить, что без положительного отношения педагога к ребенку с ограниченными образовательными потребностями любые попытки привлечения его к общеобразовательному учебному пространству обречены на неудачу.
За границей определены следующие необходимые условия обеспечения интегрированного и инклюзивного образования:
- положительная настроенность психолого-педагогического персонала общеобразовательных учебных заведений;
- адекватное восприятие им детей с особенностями психофизического развития;
- готовность к налаживанию социального взаимодействия воспитанников с различными уровнями здоровья и развития;
- умение сотрудничать с родителями.
Учитель должен сконцентрировать свое внимание на том, чтобы помощь и поддержка не превышала необходимую, иначе ребенок будет зависим от этой поддержки.
Исследование состояния готовности педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учебных заведений по внедрению инклюзивного образования для детей с особыми потребностями
Для исследования состояния готовности педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учебных заведений к внедрению инклюзивного образования детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательного пространства было проведено анкетирование педагогов дошкольных образовательных заведений и общеобразовательных учебных заведений.
Исходя из анализа результатов опроса педагогов о состоянии готовности педагогических работников дошкольных образовательных заведений и общеобразовательных учебных заведений по внедрению инклюзивного образования детей с особыми потребностями, получены следующие результаты:
- Количество детей с психофизическими нарушениями ежегодно увеличивается.
- Качественное среднее образование, по мнению педагогов, частично доступно для всех граждан.
- Большая часть педагогов знакомы с понятием «Инклюзия», однако не все дифференцируют его с понятием «Интеграция».
- Педагоги частично владеют информацией по вопросам внедрения инклюзивного образования в учебных заведениях.
- Педагоги являются сторонниками индивидуальной формы обучения для детей с особыми потребностями.
- Привлечение ребенка с особыми потребностями в общеобразовательное учебное заведение способствует общей социализации и развитию коммуникативных функций.
- В результате инклюзивного образования здоровые ученики накапливают положительный опыт взаимодействия, взаимопомощи и общежития, становятся добрее.
- Среди информации по проблеме инклюзии, педагоги хотели бы получить знания, в первую очередь об организации обучения детей с особыми потребностями, терминологическую сущность инклюзивного образования, нормативно-правовую базу по инклюзии, требования к созданию инклюзивной среды.
- Учителям общеобразовательных учебных заведений для работы в системе инклюзивного образования нужно будет повышать осведомленность в сфере специализированных педагогических знаний при обучении в вузе, педагогам дошкольных образовательных заведений - нужно получить дополнительный диплом вуза по специальности« Дефектология ».
- Собственный уровень знаний и умений по вопросам инклюзивного образования педагоги оценивают как недостаточный.
- Информацию по вопросам инклюзивного образования педагоги общеобразовательных учебных заведений получают путем самообразования, обмена опытом с коллегами, посещением методических мероприятий районного и областного уровней; педагоги дошкольных образовательных заведений - посещением методических мероприятий в самом заведении, районного и областного уровней, обмена опытом с коллегами.
- Основной причиной, препятствующей внедрению инклюзивного образования, педагоги считают финансовую и материальную необеспеченность.
- Для обеспечения оптимальных условий развития и обучения учащихся с психофизическими недостатками в массовой школе, прежде всего, нужно организовать социальную среду, используя специальную подготовку педагогов и учащихся конкретного класса, предоставлять психопрофилактическую и психокоррекционную помощь ребенку.
- Прежде всего, в инклюзивном классе педагогам нужно способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми в классе, школе, согласовывать свои учебные планы со специалистами, педагогами и родителями ребенка с особыми потребностями, привлекать родителей детей с психофизическими недостатками к участию в жизни школы.
- Повышению эффективности внедрения инклюзивного образования в дошкольные образовательные заведения способствует разработка теоретических и практических материалов в помощь учителям, воспитателям и родителям, привлечение специалистов для обмена опытом. В общеобразовательных учебных заведениях - привлечение специалистов для обмена опытом, организация курсов повышения квалификации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)