Семейные центры
Эффективной формой работы зарекомендовали себя семейные центры.
Семейный центр - это инновационная модель предоставления комплексных услуг семьям с детьми, а именно: медицинских, педагогических, психологических, социальных. Это модель межведомственного сотрудничества медицины, образования и социальных служб. Услуги направлены на:
- подготовку семьи к рождению здорового ребенка, функционированию школы ответственного отцовства, индивидуального консультирования семей;
- помощь семьям в создании безопасной семейной среды для обеспечения гармоничного физического, умственного, социального развития ребенка;
- системную раннюю помощь и реабилитацию детей с нарушениями развития, начиная от рождения;
- подготовку детей к школе;
- консультирование родителей по профилактике детских заболеваний и травматизма;
- проведение профилактической работы с родителями и школьниками по преодолению вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни;
- формирование жизненных компетентностей личности с особыми потребностями на принципах педагогики жизнетворчества.
При этом используются различные формы работы: диагностика, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации с участием различных специалистов, тренинги, психологические форумы.
Создана Школа ответственного отцовства и мобильный социально-психологический пункт, целью которого является:
- психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса;
- защита психического здоровья и социального благополучия всех участников округа;
- организация социально-педагогического патроната субъектов округа.
В округе созданы необходимые условия для организации инклюзивного образования, в частности:
- обеспечен беспрепятственный доступ к зданиям и помещениям образовательного округа, прежде всего опорного учреждения;
- обустроены кабинеты учителя-дефектолога для проведения коррекционно-развивающих занятий;
- обеспеченность необходимыми учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями и индивидуальными техническими средствами обучения;
- осуществлена подготовка руководящих и педагогических кадров;
- налажено социальное взаимодействие всех субъектов округа с целью качественного обучения, воспитания и социализации дошкольников и учащихся с различными уровнями здоровья и развития.
В условиях округа есть возможность расширения сферы социальных контактов детей с особыми образовательными потребностями, а именно: способствовать посещению и посильному участию этих детей в окружных праздниках, концертах, выставках, конкурсах детского творчества, привлечение волонтеров к работе с особыми детьми. Как результат - дети приобщаются к социальным связям, активно участвуют в основных сферах жизни и деятельности общества, готовятся к полноценной взрослой жизни.
Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей, разрабатываются индивидуальные учебные программы, которые пересматриваются дважды в год с целью корректировки для учета потенциальных возможностей учащихся.
Основной целью логопедической работы являются:
- выявление детей с нарушениями устной и письменной речи и организация процесса формирования речи;
- развитие и коррекция психофизиологической базы речи;
- формирование и закрепление навыков правильной речи;
- повышение логопедической компетентности родителей детей с нарушениями речи и привлечение их к совместной работе, что предполагает совокупность причин и факторов, которые обусловливают эффективность проведенной работы, где определяющим является состояние межличностных отношений в семье, ответственное отношение к ребенку и воспитание в семье.
Логопед работает в тесном контакте с психологом, семейным врачом, воспитателем, учителем, обеспечивая, таким образом, всестороннее влияние на ребенка.
Важным моментом в работе инклюзивной школы является психологическая подготовка педагогов, которая требует создания системы научно-методической работы. Данные вопросы рассматриваются на заседании окружного методического совета, совместных педагогических советах. С целью подготовки учителя в округе проводятся:
- тренинги;
- «круглые столы» с участием медицинских работников, логопеда, психологов, социальных педагогов, учителей;
- психолого-педагогические семинары;
- консультации психолога и логопеда.
Важным направлением в округе является работа с родителями, которые не только созерцатели учебного процесса, а непосредственные его участники, партнеры, помощники, советчики. Участие родителей во внедрении и осуществлении инклюзивных учебных программ является одним из ключевых элементов достижения успеха. Важно помочь их желанию дать максимальные возможности для реализации потенциала ребенка, несмотря на трудности. Предоставляется необходимая информация, проводятся родительские лектории, форумы, консультации.
Семьи получают поддержку со стороны других родителей, активно участвуют в определении учебных целей и задач заведения, становятся частью окружного сообщества.
Поиск новых подходов к организации деятельности образовательных округов, осуществляемый на основе консолидации усилий всех заинтересованных сторон, актуализирует проблему создания системы социально-педагогического партнерства.
Ключевым фактором социально-педагогического партнерства в условиях образовательного округа являются интеграционные процессы, которые обусловливают сочетание возможностей материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов для решения задач, направленных на подготовку конкурентоспособной личности. Учебные заведения во взаимодействии с учреждениями культуры, физической культуры и спорта, предприятиями, общественными организациями, властью, бизнесом, средствами массовой информации могут решить проблемы, которые самостоятельно преодолеть невозможно.
Партнерство способствует налаживанию продуктивного сотрудничества и сотворчества всех субъектов окружной образовательной системы. К его ресурсам можно отнести:
- совершенствование механизмов и процедур коллективно-договорных отношений;
- обязательное участие всех сторон социального диалога в работе над окружными нормативными документами;
- развитие переговорного процесса как основного способа выявления, учета и согласования интересов всех партнеров;
- улучшение кадрового, информационного и финансового обеспечения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)