3.2 Учреждения, обеспечивающие получение специального образования
К учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:
- специальные учреждения образования;
учреждения образования общего типа, с условиями для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Специальные учреждения образования.
К специальным учреждениям образования относятся:
- специальные дошкольные учреждения;
- специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты);
- вспомогательные школы (школы-интернаты);
- центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- другие специальные учреждения образования.
В зависимости от физических и (или) психических нарушений специальные учреждения образования создаются для лиц:
- с интеллектуальной недостаточностью;
- с нарушениями речи;
- с нарушением слуха;
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Специальные учреждения образования могут быть государственными и частными.
Специальное учебное заведение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава, который утверждается учредителем в соответствии с законодательством.
Специальные учреждения образования проходят аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством.
Лицензирование деятельности специальных учреждений образования осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Порядок создания и функционирования специальных учреждений образования определяется Министерством образования Российской Федерации.
Учреждения образования общего типа, создают условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития
Учреждения образования общего типа создают условия для интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития с учетом их физических и (или) психических нарушений.
В учреждениях образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, открываются:
- специальные классы (группы);
- классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
- пункты коррекционно-педагогической помощи;
- центры профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.
Специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. В специальные классы (группы) зачисляются лица, имеющие физические и (или) психические нарушения.
Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут создаваться в образовании общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений.
Пункты коррекционно-педагогической помощи могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования, для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеют устойчивые или временные трудности в освоении учебных программ.
Центры профессиональной и социальной реабилитации могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и осуществляют функции по обеспечению профессионально-технического и среднего специального образования, профессиональной подготовки лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, а также по обеспечению условий для осуществления необходимой коррекционно-реабилитационной помощи лицам с особенностями психофизического развития, профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся и дальнейшей их интеграции в общество.
В учреждениях образования общего типа, создавших условия для пребывания и получения образования лицами с особенностями психофизического развития, число лиц с особенностями психофизического развития не должна составлять более 20 процентов от общего числа учащихся.
Порядок открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи, центров профессиональной и социальной реабилитации определяется Министерством образования Российской Федерации.
Специальные дошкольные учреждения.
Специальные дошкольные учреждения открываются для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и обеспечивают получение дошкольного образования, коррекцию физических и (или) психических нарушений, формирование личности, подготовку к получению образования следующего уровня.
Специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) открываются для обучения и воспитания учащихся с нарушениями речи, слуха, зрения, психического развития (трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата и обеспечивающих получение общего базового и общего среднего образования.
Вспомогательные школы (школы-интернаты) создаются для обучения и воспитания, коррекции физических и (или) психических нарушений и социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
Вспомогательные школы (школы-интернаты) обеспечивают специальное образование в соответствии с познавательными возможностями учащихся.
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития.
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации являются специальными учреждениями образования и обеспечивают создание комплексной системы оказания психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития, получения образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, осуществляют диагностическую, педагогическую, коррекционно-развивающую, социально-психологическую, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность.
Государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создаются районными (городскими), областными (города Москвы) исполнительными и распорядительными органами.
Государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации могут создавать кабинеты учебного оборудования и передавать в порядке, установленном законодательством, во временное пользование лицам с особенностями психофизического развития, а также при необходимости учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, компьютерную технику, средства обучение и другое учебное оборудование.
В государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создаются психолого-медико-педагогические комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития.
В состав комиссии включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское образование, прошли специальные курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующим документом об образовании установленного образца. Руководитель центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации является председателем психолого-медико-педагогической комиссии и несет ответственность за её деятельность.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования.
Психолого-медико-педагогическая комиссия после коллегиального обсуждения результатов обследования составляет заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического нарушений и рекомендации по организации образовательного процесса для ребёнка с особенностями психофизического развития.
Первичное психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития проводится районными (городскими) центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В случаях, установленных законодательством, первичное обследование может проводиться в областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В случае несогласия с заключением областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором первично обследовался ребенок, его повторное обследование проводится в другом областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по заявлению и выбору законных представителей.
Выводы областных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по результатам повторного обследования могут быть обжалованы законными представителями в порядке, установленном законодательством.
При наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений территориальные организации здравоохранения направляют сведения о ребёнке с согласия законных представителей в государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для предоставления коррекционно-педагогической помощи в порядке, установленном законодательством.
Обучение на дому.
Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения образования на дому на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Перечень показаний к обучению на дому, порядок организации обучения на дому определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решение об обучении на дому принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа на основании заявления законных представителей лиц с особенностями психофизического развития, заключения врачебно-консультативной комиссии и заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на уровнях получения дошкольного, общего базового, общего среднего образования и медико-реабилитационной экспертной комиссии на уровне получения профессионально-технического образования.
Обучение на дому организуется аккредитованным учебным заведением по месту жительства студента или учреждением образования, где он учился до возникновения медицинских показаний для обучения на дому.
Обучение в условиях организаций здравоохранения.
Для лиц с особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, создаются условия для получения дошкольного, общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования.
Решение об обучении лиц с особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого находится организация здравоохранения, на основании сведений, предоставленных этой организацией здравоохранения.
Обучение в условиях учреждений социального обслуживания.
Учреждения социального обслуживания обеспечивают получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития, принятыми в данные учреждения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)