1.1.2 Потребительский подход.
При определении содержания образования детей в условиях центра принимается во внимание значимость их социальной адаптации, особые потребности, обусловленные ограниченными возможностями. Это требует от педагогов создания условий, которые варьируются, изменяются применительно к потребностям детей. При работе с детьми, которые учатся в центре, учитывается их потребность в усилении и стимулировании различных раздражителей. В связи с этим создаются условия для полисенсорной основы познания, то есть обучение строится с опорой на все анализаторы, с обязательным включением кинестетического. Создаются условия для разнообразного восприятия демонстрируемых объектов, которые способствуют формированию объективного образа предмета. Учитывается повышенная чувствительность некоторых детей к раздражителям. Такие дети нуждаются в особой пространственно-временной среде (например, отгорожена специальная кабинка, выделенное рабочее место). Учитывается и то, что большинство детей, обучающихся в центре, плохо понимают вербальные средства общения, потому что сами мало ими пользуются. Поэтому педагог в процессе обучения использует как вербальные, так и невербальные средства общения и создает условия для поддерживающей коммуникации. Приведенные примеры свидетельствуют об особых потребностях детей, обучающихся в условиях центра. Взрослые проявляют и учитывают эти потребности, вместе с тем обучение подчиняется задачам формирования жизненно необходимых функций. Учебные цели определяются, с одной стороны, в соответствии с состоянием психофизического развития и общими тенденциями развития ученика, с другой – с настоящими и будущими его потребностями в социализации и возможностями жизни в обществе.
Прагматичный подход. Педагог оценивает исследуемый материал с позиции практического применения, жизненной востребованности, формируемых умений и навыков. Обучение этих детей грамоте и счету занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы с ними, однако эти виды занятий не могут стать ведущими, так как, научившись читать и писать, глубоко отсталые не могут самостоятельно использовать эти умения в своей практической деятельности. Совершенно очевидно, что центральным звеном в общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут занятия, которые готовят детей к труду. Поэтому первое место в учебном плане для детей, обучающихся в центре, занимает предметная область «Основы жизнедеятельности», содержание которой направлено на подготовку детей к выполнению несложных операций по самообслуживанию, по умению контактировать с окружающими, правильно вести себя в окружающем пространстве.
Интегративный подход. Дети этой категории чрезвычайно трудно самостоятельно используют имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, самостоятельное их применение в несколько изменившийся ситуации, выбор решения несложных жизненных задач – все это почти непреодолимые трудности для них, что, в конечном счете, и отличает их от нормально развивающихся детей. Следует всячески расширять ограниченный опыт детей, развивать их восприятия, умение устанавливать связи между предметами, поэтому обучение предусматривает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью различных средств и методов. Так, например, на уроке «Основы жизнедеятельности» дети знакомятся с явлениями окружающего мира, на этом же материале идет формирование коммуникативных умений на предмете «Коммуникация», и его же берут в основу урока по предмету «Предметно-практическая деятельность» или «Изобразительная деятельность».
С точки зрения социальной педагогики социальная адаптация – это не комплекс методов и приемов в коррекционно-развивающей работе с детьми, а особый путь поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, воспитания, обучения, социализации в силу возможностей каждого ученика.
Все научные исследования и анализ проблем социальной интеграции представлены в аспекте глобализации, но уделяется недостаточное внимание вопросам практического спектра по углубленному изучению и квалифицированной коррекции нарушений личностного развития детей. Обучение детей с ОПФР методологически должно быть связано, прежде всего, с изменениями в общественном сознании: признание самоценности каждого ребенка, его неотъемлемое право на самореализацию в соответствии с собственным физическим, интеллектуальным потенциалом
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)