Работа с группой - источник удовольствия для гида
Работа гида психологически очень тяжелая, как и любая другая работа с людьми. Помните о компьютере? Но ни одна другая профессия не даст вам такого быстрого и наглядного результата, как эта. Только один день работы, и вы можете оценить свои возможности. Если группа в конце экскурсии вам аплодирует, дарит цветы, делает комплименты, это значит, что вы состоялись как гид. Деньги очень важны для каждого профессионала, но не каждый человек может получить такое эмоциональное удовлетворение от своей деятельности. Цените это!
Гид, как актер
Не все считают, что могут быть актерами и играть на сцене, потому что это предполагает врожденный талант. Но большинство людей придерживается мысли, что гидом может быть любой, кто хорошо знает город. И результатом такого отношения являются бездари, которые снуют по городу и скучным голосом с равнодушным взглядом рассказывают факты из истории и архитектуры.
Мало кто понимает, что гидом надо родиться, что надо иметь такие же способности и талант, которые имеют актеры, певцы и художники.
А знаете, как это можно проверить? Если туристы плачут и смеются, когда вы этого хотите, тогда вы - гид-актер и свою роль выполняете прекрасно!
Туристы могут попасть под влияние харизматического гида-актера, который показывает на черное, а говорит о белом столь уверенно, что убеждает их. К сожалению, таких гидов немного.
Еще немного о тех человеческих качествах и чертах, которые должны быть присущи тем, кто выбрал профессию гида.
- Настроение. Хороший гид, несмотря на возможные проблемы в семье, должен иметь не только хорошее настроение, но и передать его группе.
- Специалист туристического сопровождения должен быть вежливым, заботливым, терпеливым и покладистым, просто любить людей и прощать им недостатки.
- Культура и пунктуальность. Вы не можете требовать от группы пунктуальности, если сами опаздываете хотя бы на 5 минут.
- Речь. Это очень важный фактор при проведении экскурсии. Она должна, прежде всего, быть правильной, без суржика и слов-паразитов, богатой эмоционально и лексически (используйте синонимы!). Гид должен говорить громко, отчетливо и не слишком быстро. Если вы говорите тихо, вас просто не услышит большая группа, особенно во время пешеходной экскурсии, когда звонят трамваи и сигналят автомобили. В таком случае следует использовать технические средства - громкоговорители, индивидуальные слуховые аппараты и т.д.
- Гид должен охотно отвечать на все вопросы туристов. Даже если они не всегда разумны. Наберитесь терпения, не делайте больших глаз и не комментируйте: «Как? Вы этого не знаете?» Или «Я уже об этом несколько раз говорил!». Иногда вопросы бывают просто комичными. Так, один иностранный турист спросил гида: «Почему на иконах Мадонну всегда рисуют с мальчиком и никогда с девочкой?». Но и тогда надо набраться сил, чтобы не начали смеяться. Не смейтесь и не комментируйте даже самые нелепые, на ваш взгляд, вопросы. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете. Человек не может знать все. Лучше сказать: «Я этого не знаю. Постараюсь найти ответ и сказать вам завтра», чем говорить глупости. Другое дело, если у вас нет ответа на каждый второй вопрос. Тогда стоит задуматься, достаточен ли у вас уровень знаний.
Основные ошибки гида:
- Непунктуальность.
- Бестактность. Неприличные анекдоты, желание постоянно говорить о «грязных изюминках». Уважайте своих туристов и себя! Не будьте уличными сплетниками!
- Небрежный внешний вид. Опрятность и чистота одежды должны быть прежде всего! Гидам-мужчинам не стоит проводить экскурсии в костюме, чтобы не отличаться от общего вида группы. Не следует также в жару надевать белую рубашку, ведь через несколько часов она будет несвежей. Женщинам и девушкам следует избегать слишком короткой и декольтированной одежды. Туристы должны быть поражены тем, о чем вы говорите, а не частями вашего тела. Макияж должен быть деликатным и неярким. Обязательно позаботьтесь об удобной обуви.
- Высокомерие, недоступность и самоуверенность. гид не должен щеголять своими знаниями, даже если перед ним группа с невысоким уровнем интеллекта. Часто гиды пытаются показать перед группой, более высокий уровень знаний, чем у них есть. В этой ситуации гид больше концентрируется на своем лице, чем на качестве экскурсии. Помните, люди заметят ваш ум и уровень знаний, не надо им об этом напоминать каждые 15 минут.
- Нехватка эмоциональной увлеченности. Сухое, неэмоциональное рассказывание истории - это не экскурсия. Туристам дешевле обойдется прослушать запись на магнитной пленке или в электронном формате из проигрывателя.
- Слишком быстрая и невнятная речь.
- Занудство. Об этом стоит сказать отдельно. В основном это недостаток характера. Если вы - человек скучный, то и гид вы такой же. Можно посочувствовать туристам, которым попадает такое сопровождение. Избыток информации вызывает только усталость. Не акцентируйте постоянно внимание на мелких и незначительных деталях. Не считайте, что должны рассказать туристам все, что знаете сами. Умейте выделять главное и интересное.
- Нерациональный темп экскурсии - распространенная ошибка многих гидов. Гид ведет группу, его темп передвижения всегда быстрее, чем тех, кто идет последним. Остановитесь и дождитесь, особенно когда перешли дорогу, а часть группы еще не успела этого сделать. Обязательно оглядывайтесь и контролируйте, что делается с группой. На остановках дождитесь, когда придут остальные. Бабушка, которая за вами не успевает, тоже платила деньги! Дайте возможность туристам сфотографировать объекты.
- Слабые знания иностранного языка. Работайте над своим языком, увеличивайте словарный запас. Без совершенного языка экскурсия – не экскурсия!
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)