Оценивание в школе
Роберт Уилсон (Robert J. Wilson) является автором книги «Assessing Students in Classrooms and Schools» («Оценка учащихся на уроке и в школе»). В ней он знакомит читателя с мнимой героиней - учительницей Кейти - и постепенно раскрывает характер ее обязанностей по оцениванию учеников. Кроме работы школьного учителя, Роберт Уилсон также преподает на факультете педагогики в Университете Куинс.
Исследователи лишь недавно начали выяснять, что учителя делают и что должны делать в плане оценивания. Ранее специалисты пытались убедить педагогов следовать их примеру, то есть, самостоятельно разрабатывать тесты на основе принципов измерения, пригодные только для масштабного внедрения. К счастью, эта идея не прижилась.
Вместе с тем, в нормативном поле, которое регулирует деятельность учебных заведений, сохраняется положение о том, что нужно оценивать всех учеников одновременно, одинаковым образом и по тем же критериям. Такие требования затрудняют работу учителя, обучающего детей с особыми потребностями. Они определяют смысл, методику и ожидаемые результаты обучения и порой приводят к досадным побочным последствиям для детей, не вписываются в существующую среднестатистическую норму. Если вы попали в такую ситуацию, то придется либо менять ее, либо приспосабливаться.
В классах, где доминирует такая объективная политика, было сделано интересное наблюдение: учителя тратят много времени на документирование выполненной работы и мало времени уделяют документированию работы, выполненной хорошо. Мы согласны: если дети прошли определенный материал или выполнили задание, это необходимо фиксировать, но главный вопрос заключается в том, насколько успешно они его усвоили. Иными словами, стоит оценивать прогресс.
Оценивание помогает ученикам ответить на следующие вопросы:
1) Что я умею делать?
2) Как это связано с тем, что я должен уметь?
3) Как мои умения и навыки соотносятся с умениями и навыками других детей ?
С этой точки зрения очень полезно собрание наработок учеников. Оно служит наглядной иллюстрацией того, что умеет делать ребенок. Многие учителя учебных заведений теперь выбирают этот метод для регулярного отчета перед родителями про результаты их детей в учебе. Родители приходят в школу, и ученик устраивает «выставку» своих достижений сопровождая каждую работу комментариями и объяснениями. Иногда во время таких встреч участники также просматривают табель успеваемости, а иногда достаточно одного портфолио.
Родителям такой метод нравится своей конкретностью, тогда как ученикам приятно побыть в такой ответственной роли и чувствовать себя в центре внимания.
В некоторых случаях в портфолио или в другом документе объясняется, как продукты учебной деятельности ученика соотносятся с предусмотренными программой требованиями, которые касаются уровня знаний, умений и навыков. Еще лучше, когда есть соответствующие стандарты со шкалами для определения уровня индивидуального ребенка. Все больше провинций Канады работают над созданием четких методических рекомендаций, где прописаны такие требования для учащихся разного возраста. (Если в вашей школе их нет, можно загрузить из Интернета методические рекомендации другой провинции и пользоваться ими!)
Для детей с особыми потребностями учебные цели такие же, как и для остальных учеников.
Пусть они отстают от одноклассников, нуждаются в возможности продемонстрировать свои знания и умения другим способом. Но тем не менее, для них важно изучать тот же материал и выполнять те же задачи, что и их одноклассники.
Аналогичные вопросы иногда задают родителям. Как правило, они хотели бы знать, какое место занимает их ребенок в классе по своему уровню знаний умений и навыков. При этом отмечается, что необязательно предоставлять такую информацию в каждом табели успеваемости, подсчитывать ее в процентах и / или обозначать обычной оценкой в соответствии с принятой системой.
Сообщать такие данные родителям можно во время их регулярных визитов в школу или время от времени, когда представляется возможность пообщаться, или в письменной форме, при необходимости. Это значительно легче, чем решать негативные последствия, когда такая сравнительная оценка не предоставляется.
Вместе с тем, в некоторых местах существует настоятельная потребность в таких данных. И, если школы и учителя могут их обеспечить, то в ближайшем будущем можно ожидать появления отдельной программы тестирования, которая будет делать это за них.
И последняя рекомендация: доверяйте детям. Ученики могут рассказать, что они думают, объяснить, что имеется в виду, и помогут понять, что они пытались сделать. Поэтому лучшим инструментом оценивания является обычная беседа. В то же время, это должно быть настоящее общение, а не формальный опрос. Когда два человека видят одну и ту же картину и все равно ее понимают, можно быть уверенным, что каждый из них получит надежную информацию.
Кроме того, привлекайте учеников к оценке собственной работы и работы товарищей (речь не идет о выставлении оценок). В конце концов, мы пересматриваем написанное и вносим изменения, желая его улучшить. Если поручить это дело ученикам, они также смогут совершенствоваться.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)