Нормативно-правовое обеспечение интегрированного и инклюзивного обучения
Актуальным вопросом на сегодняшний день стоит проблема нормативно-правового обеспечения обучения учащихся с особыми потребностями общеобразовательных школ. С середины 80-х годов ХХ века и по настоящее время в Европе, США, Австралии и Канаде распространяется практика привлечения детей с недостатками для обучение в обычные учебные заведения: малыши-инвалиды посещают детские сады и начальные школы, а также участвуют в общественных мероприятиях. Дети и юноши учатся в школах, профессиональных училищах, колледжах, высших учебных заведениях. Эта социальная модель привлечения детей и молодежи с особенностями развития в открытое образовательное пространство получила название «инклюзия». Именно этим термином во многих случаях заменяется понятие «интеграция». Существует утверждение, что интеграция является промежуточным этапом развития инклюзивной системы образования, а инклюзия более широким процессом интеграции. Группы, в которых вместе воспитываются и учатся все дети, независимо от их возможностей, способностей, социального и экономического положения, происхождения и т.д. называются классами привлечения или инклюзивными классами.
Терминология «дети с особыми потребностями», «дети с особыми образовательными потребностями» достаточно употребляется, однако этой категории подлежат только те дети, у которых определяются особенности или нарушения психофизического развития и, собственно, именно они идентифицируются, как дети с особыми потребностями, которые не в полной мере соответствует терминологическому определению. Однако, в государственных нормативно-правовых документах, особые потребности рассматриваются как возникающие по причине инвалидности лица, то есть это, прежде всего, потребности в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных способностей к различным видам деятельности, в том числе, в возможности овладения знаниями.
Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в условиях инклюзии
Национальная доктрина развития образования ставит целью всем педагогическим коллективам учебных заведений постоянное обновление содержания образования и организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с демократическими ценностями, современными научными достижениями, формирование творческой, инициативной, жизненно компетентной личности.
Современное специальное образование должно быть направлено на поиск инновационных моделей развития жизненной и социальной компетенции, социализации детей с нарушениями слуха в условиях современных реалий.
Важным фактором является высокое качество образования, которое определено как государственный приоритет. Принятая Концепция развития образования определяет инновационное пространство, подчеркивая необходимость обеспечения ускоренного, опережающего его развития. Это побуждает к поиску путей эффективного внедрения инновационных технологий, направленных на обновление теории, практики образования, совершенствования учебно-воспитательного процесса детей с особыми потребностями.
Лозунг «Одна школа для всех» завоевывает мир. Инклюзия - это философия с сильным морально-социальным привкусом. Проводники инклюзивного обучения для глухих считают, что образовательные потребности слышащих и глухих детей могут быть удовлетворены в одной классной комнате. Обучение в школе по месту жительства ребенка с нарушением слуха и адаптация этой школы к потребностям этого ребенка является моральным и законным правом родителей и детей.
Отличие инклюзивного обучения от интегрированного заключается в том, что инклюзия - это право и возможность для детей-инвалидов учиться в школе по месту жительства.
При интегрированном обучении дети учатся в отдельных, приспособленных для этого школах.
Инклюзия может быть разной - один ребенок с нарушением слуха на школу или несколько детей в разных классах, специальные компактные группы в классах, и до интеграции целых классов из детей, имеющих особые потребности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)