Предоставление услуг по трудоустройству клиентам с инвалидностью
Организация предоставления клиенту с инвалидностью услуг центра занятости
Клиенты с инвалидностью в центре занятости могут обслуживаться по стандартной технологии или с применением специального подхода. Если клиент имеет инвалидность, но она практически не мешает ему трудоустроиться и работать, ему могут быть не нужны дополнительные меры центра занятости или других организаций по содействию его трудовой занятости. Поэтому он может обслуживаться по общей схеме, как и те клиенты центра занятости, которые не имеют инвалидности. Во всех других случаях существует потребность в дополнительных мероприятиях, которые призваны способствовать трудовым инициативам клиента.
Во-первых, это возложение основного объема услуг, которые предоставляются клиентам с инвалидностью, на одного из специалистов по трудоустройству (личного консультанта).
В обязанности этого специалиста входит комплекс действий по содействию трудовой занятости клиента, а именно:
- изучение индивидуальной ситуации клиента путем проведения собеседования и сбора основной информации с помощью других источников (документов, предварительной оценки специалиста по профориентации и т.д.);
- подбор подходящей работы в соответствии с пожеланиями лица с инвалидностью, с учетом его образования, квалификации, места жительства, функциональных ограничений и медицинских показателей; информирование клиента о требованиях к кандидатам на предлагаемые вакансии, содержание работ, условия работы и т.д.;
- общение с работодателем относительно трудоустройства клиента с инвалидностью (анализ условий труда и производственных задач в рамках вакантной должности, презентация профессиональных качеств соискателя, консультирование по созданию специального рабочего места или адаптации рабочего места к потребностям человека с инвалидностью), организация встречи претендента на работу с работодателем;
- заключение, в случае необходимости, социального контракта между центром занятости и клиентом - лицом с инвалидностью, составление индивидуальной программы трудоустройства и Рекомендаций Государственной службы занятости по содействию трудоустройству;
- мониторинг выполнения мероприятий индивидуальной программы трудоустройства, социального контракта и рекомендаций, координация процесса предоставления услуг клиенту другими профильными специалистами центра, и другими заинтересованными учреждениями и организациями;
- привлечение, в случае необходимости, к решению вопросов содействия занятости клиента профессионального консультанта, другого специалиста центра занятости или сторонних организаций; организация профессионального обучения, временной занятости, осуществление других мероприятий центра занятости с активной поддержкой безработных, поддержание взаимосвязи с клиентом с инвалидностью после трудоустройства, мониторинг трудоустройства;
При обслуживании клиента с инвалидностью в центре занятости важна комплексность и системность предоставления ему услуг. В этой связи специалист центра занятости по трудоустройству (личный консультант) должен не только предоставлять клиенту с инвалидностью основные услуги, связанные с поиском и подбором работы, но и - профинформационные услуги, услуги по организации приспособления, или созданию специального рабочего места, и осуществлять контроль за адаптацией на рабочем месте после трудоустройства. Полностью «вести случай» клиента, ведь именно специалист по трудоустройству является координатором всех мероприятий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)