Необходимые предпосылки для внедрения услуг по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте
Предпосылкой для развития услуг по поддержке занятости и сопровождения для людей с инвалидностью является разработка качественно спланированной национальной занятости людей с инвалидностью. Для успешной реинтеграции людей с инвалидностью на рынок труда (и для сохранения рабочих мест теми, у кого инвалидность возникла в процессе трудовой деятельности) нужно разработать надлежащее законодательство о предоставлении людям с инвалидностью услуг и поддержки по занятости.
Для предоставления людям с инвалидностью услуг по занятости нужно также модернизировать и обеспечить эффективное функционирование Государственной службы занятости. Государственная служба занятости является неотъемлемой составляющей системы трудовых отношений любой страны.
Таким образом, на нее возложены ключевые функции по содействию включению в рынок труда и активизации различных категорий населения, что будет способствовать социальному включению и сокращению бедности. В большинстве стран, где Государственная служба занятости имеет развитую систему реабилитации, используется одна из следующих двух схем:
- В Государственной службе занятости создается специальный отдел, который предоставляет услуги непосредственно лицам с инвалидностью, которые ищут работу (такая схема действует, например, в Дании, Италии, Мальте, Франции или Швеции).
- Хорошо подготовленные консультанты направляют лиц с инвалидностью, которые ищут работу, к внешним провайдерам услуг, которые специализируются на определенном виде инвалидности (такая схема действует, например, в Ирландии, Нидерландах, Германии, Соединенном Королевстве или Финляндии).
В некоторых странах, где меры по реабилитации менее развиты, а консультанты не проходят специальной подготовки, Государственная служба занятости проводит мероприятия по повышению осведомленности консультантов по вопросам разнообразия. Роль консультантов зависит от того, каким образом организована деятельность Государственной службы занятости. Государственная служба занятости лучше осуществляет функции по мониторингу, если к предоставлению услуг привлекаются подрядчики, оплата работы которых хотя бы частично зависит от результатов их работы (как, например, в случае Нидерландов или Соединенного Королевства).
Как правило, обучение проводится в самой организации с применением внутреннего опыта и достаточно спорадическое по характеру. Существуют также формальные учебные заведения, как, например, в Словении, Франции, Финляндии, Бельгии и Ирландии.
Учитывая текущие и потенциальные функции Государственной службы занятости по обеспечению социального включения и сокращения бедности, можно провести ее сравнение со службами занятости других европейских стран. Это можно сделать путем:
- анализа стратегических факторов деятельности Государственной службы занятости в общем экономическом контексте и на рынке труда;
- анализа институциональной способности ее руководства, структуры и функций;
- организации деятельности, связей с другими провайдерами услуг, предоставление услуг лицам, которые ищут работу (с особым вниманием к клиентам с инвалидностью), оказание услуг работодателям;
- реализации активных мероприятий на рынке труда, специальных программ для социально незащищенных категорий;
- распространение информации и коммуникаций, как с организационной точки зрения, так и на перспективу клиента, человеческих ресурсов, подготовки персонала, финансовых ресурсов (административных и ресурсов на реализацию мероприятий), систем и процессов мониторинга и оценки.
Одним из ключевых элементов предоставления услуг людям с инвалидностью является подготовка персонала Государственной службы занятости. Она должна включать в себя, по меньшей мере, повышение осведомленности по вопросам инвалидности, но будет оптимально, если сотрудники будут проходить подготовку по профориентации и предоставлению консультаций лицам, которые ищут работу, с особым вниманием к людям с инвалидностью. Целесообразно рассмотреть необходимость разработки учебной программы для персонала Государственной службы занятости в соответствии с тематикой подобной программы.
Другим ключевым элементом предоставления услуг для людей с инвалидностью является наличие мощного сектора неправительственных организаций, который работает с потребностями людей с инвалидностью и имеет надлежащее финансирование. Еще одним шагом может быть укрепление сети провайдеров услуг по поддержке занятости (по примеру подобной сети в Европейском Союзе). Это также будет способствовать разработке учебной программы для специалистов по сопровождению на рабочем месте.
Предпосылкой успешного предоставления людям с инвалидностью услуг по поддержке занятости и сопровождения является прочное партнерство между Государственной службой занятости и неправительственными организациями: как формальное (путем заключения меморандума о сотрудничестве), так и неформальное (на местном уровне).
Введение квот далеко не всегда является эффективным методом поощрения работодателей нанимать людей с инвалидностью. Во многих странах есть свидетельство действенности национальных программ повышения осведомленности работодателей, нанимающих людей с инвалидностью, и субсидий. Но, одним из ключевых факторов обеспечения положительного отношения со стороны работодателей является активная роль сотрудника Государственной службы занятости или специалиста по сопровождению, который сотрудничает с работодателем и отстаивает интересы человека с инвалидностью.
В большинстве стран меры по поддержке занятости и сопровождения на рабочем месте финансируются из государственного бюджета. Государство берет эти средства из налогов, социальных страховых сборов и штрафов, которые должны платить работодатели, не придерживающиеся квоты на трудоустройство людей с инвалидностью.
Рекомендации по ускорению интеграции людей с инвалидностью на рынок труда на европейском уровне:
- Масштабное движение от денежных переводов к активизации.
- Изменения в выделении средств - от системы «защищенных» рабочих мест к поддержке занятости.
- Усиление мер по активизации на ранних этапах (в течение больничного) и улучшение сотрудничества с медицинскими учреждениями.
- Большее внимание к эффективности мероприятий, например, качественно разработанная и ориентированная на результат система финансирования внешних провайдеров услуг.
Более систематический сбор данных, мониторинг и оценка влияния.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)