Женщины с инвалидностью
Женщины и девушки с инвалидностью нередко подвергаются дискриминации и не всегда могут воспользоваться своими правами. Особенно это касается женщин с психическими и умственными нарушениями, которые находятся в социальных учреждениях опеки и в семьях.
Приходится констатировать, что в стране отсутствуют отдельные программы, направленные на защиту прав женщин и девушек с инвалидностью, подвергшихся насилию. В большинстве регионов есть заведения, которые могут оказывать социальные услуги женщинам, пострадавшим от насилия в семье, включая предоставление временного убежища, но женщины с инвалидностью получить там услуги не могут. Большинство таких заведений относится к коммунальной или государственной собственности, их основными разновидностями являются центры социально-психологической помощи и социальные центры матери и ребенка.
Среди факторов, которые ограничивают доступ пострадавших женщин в эти центры, является состояние здоровья женщин. Согласно типовому Положению, на основе которого функционирует немало кризисных центров, женщины со значительными проблемами здоровья не могут быть их клиентками.
В подавляющем большинстве центров преградой для клиенток по устройству является наличие психического заболевания и социально опасных болезней, инвалидность или болезнь, которая требует постороннего ухода. То есть женщины с инвалидностью в случае необходимости не имеют доступа к кризисным центрам.
Рекомендации Комитета
Комитет рекомендует государству-участнику принять все необходимые меры для проведения немедленного и эффективного расследования всех сообщений о торговле людьми, о сексуальном насилии и эксплуатации женщин и девушек с инвалидностью, привлечения к ответственности и наказания преступников, а также принять меры для предоставления средств защиты жертвам таких преступлений. Комитет также рекомендует государству-участнику обеспечить учет ситуации женщин и девушек с инвалидностью. Кроме того, Комитет настоятельно рекомендует государству-участнику пересмотреть свои нормативные стандарты для доступа всем женщинам и девушкам с инвалидностью, в том числе физического доступа в приюты и пересмотреть услуги, направленные на помощь жертвам домашнего насилия.
Что может сделать государство:
- Совместно с общественными организациями провести мониторинг / анализ ситуации по обеспечению прав женщин и девушек, находящихся в государственных учреждениях опеки. Обнародовать информацию для общественности. При наличии проблем разработать поэтапный план действий по их решению.
- Внести изменения в статистических данных о насилии в отношении женщин с инвалидностью.
- Внести изменения в законодательно-нормативных актах, а также в Положении о центрах социально-психологической помощи по устранению дискриминационных норм в отношении женщин с инвалидностью, пострадавших от насилия в семье.
- Провести обучение для специалистов государственных учреждений опеки, кризисных центров по обеспечению «разумного приспособления» и оказания помощи женщинам и девочкам с инвалидностью. Привлечь к обучению экспертов, а именно женщин с инвалидностью.
- Обеспечить проведение аудитов архитектурной доступности государственных учреждений опеки (в том числе домов-интернатов), кризисных центров. Привлечь к деятельности экспертов от общественных организаций людей с инвалидностью. Подготовить поэтапный план действий устранения физических и информационных барьеров.
- Подготовить государственный доклад о реализации и обеспечении прав женщин с инвалидностью и их интеграции в общество, привлекая к ее подготовке организации людей с инвалидностью.
- Обеспечить учет проблем женщин с инвалидностью при разработке государственных программ и законодательно-нормативных актов. Привлечь экспертов от общественных организаций людей с инвалидностью.
- Обеспечить расследование сообщений о торговле людьми, сексуальном насилии и эксплуатации в отношении женщин и девушек с инвалидностью, в том числе в государственных учреждениях.
- Осуществить анализ существующих государственных программ (национального, местного уровней) и включить вопросы соблюдения прав женщин с инвалидностью к их реализации. Обеспечить их финансирование.
- Обеспечить сбор статистических данных по различным аспектам людей с инвалидностью.
- Обеспечить поддержку женщинам с инвалидностью в реализации их прав и обязанностей по воспитанию детей. Интересы ребенка должны быть приоритетными.
- Обеспечить доступ к правосудию и защите от насилия и жестокого обращения.
- Обеспечить обучение государственных служащих профильных институтов вопросам соблюдения прав женщин с инвалидностью.
- Обеспечить проведение консультаций с женщинами с инвалидностью.
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Проводить просветительскую работу среди женщин и девушек с инвалидностью по обеспечению их прав.
- Предоставлять консультации девушкам и женщинам с инвалидностью, в том числе женщинам из сельской местности.
- Проводить просветительскую работу, применяя принцип «равный-равному», по вопросам репродуктивного здоровья, сексуальной жизни, насилия, жестокого обращения.
- Проводить обучение для специалистов, работающих в государственных учреждениях по вопросам соблюдения прав женщин с инвалидностью.
- Проводить круглые столы, семинары, тренинги для женщин и девушек с инвалидностью по разъяснению положений Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Довести до сведения общественности замечания и рекомендации Комитета по реализации прав женщин и девушек с инвалидностью.
- Проводить мониторинги соблюдения прав женщин с инвалидностью, обеспечивать публичное их представление.
- Наладить сотрудничество с организациями, которые отстаивают интересы женщин, для проведения совместных кампаний адвокаси, в том числе по вопросам противодействия домашнему насилию.
- Поощрять девушек и женщин с инвалидностью к образованию и трудоустройству.
- Сотрудничество со средствами массовой информации для создания положительного имиджа женщин и девушек с инвалидностью.
- Содействие привлечению женщин с инвалидностью к получению образования, работы в государственных структурах, учебных заведениях.
- Поощрять женщин с инвалидностью, чьи права были нарушены, к использованию процедуры Факультативного протокола.
- Начать с себя и организации, которую представляю. Что я знаю о проблемах женщин с инвалидностью и как я могу помочь их решать на своем уровне?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)