Возникновение группы и ее воспитанники
Наряду с индивидуальной формой работы, постепенно вводилось групповое занятие. Целью занятий в группе является: общение детей между собой, развивать умение игровых и предметных действий в коллективе, содействие коллективным и дружеским отношениям в группе. Для ребенка, больного детским церебральным параличом, работа в группе часто является единственным шансом установить контакты со средой, отличной от собственной и взрослыми, которые занимаются его реабилитацией.
Группа позволяет повторять приобретенные двигательные умения в различных ситуациях повседневной жизни и во время игры, обогащает мотивации, облегчает понимание вида собственного тела, дает ощущение равенства с другими детьми. Группа позволяет установить отношения с другими детьми в форме подражания, соревнования, сотрудничества в различных педагогических мероприятиях. Облегчает организацию жизни ребенка в школьной системе, которая наиболее для нее естественна. Общественное развитие ребенка возможно только в группе.
Каждый участник реабилитационной работы является незаменимым, а его мнение и опыт - ценные и важные. Центром является ребенок. До недавнего времени считалось, что главным воспитателем ребенка должны быть школа, садик, коллектив. Однако сегодня никто не будет отрицать, что основную ответственность за развитие ребенка несет семья, потому что именно в ней закладываются важнейшие черты личности ребенка, его отношение к себе, к миру. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей в эмоциональной поддержке, любви, защищенности. Неудовлетворение их в семье порождает нервно-психическое напряжение, тревогу.
Первый вопрос, который сознательно или бессознательно встает перед каждым из родителей - «От чего зависят те или иные особенности развития ребенка?». Родители, которые не утруждают себя ежедневным решением воспитательных проблем, охотно придерживаются до сих пор распространенного мнения, что все предопределено природой – «таким родился». А те, кто привык достигать цели, считают, что с помощью воспитания можно добиться всего. Обе эти позиции ошибочны, потому что если в первом случае родители пренебрегают возможностью помочь ребенку в его развитии, то во втором они могут навредить ему безосновательными претензиями, непосильными требованиями.
Ученые обнаружили интересную особенность: мозг новорожденного ребенка гораздо более незрелый, чем мозг новорожденного животного. У животного основные программы его поведения заложены заранее, и после рождения оно повторяет поведение своих родителей. В мозгу новорожденного ребенка нет готовых программ будущего поведения. Природа как будто оставила возможность человеческому мозгу окончательно созревать в особых условиях - общение с взрослыми и социальной средой. Поэтому у человека самый длинный период детства - до зрелости проходит почти два десятилетия. Беспомощность младенца делает его жизнь невозможной без участия родителей. Помощь ему необходима, но не каждый задумывается над тем, что он нужен малышу не только для того, чтобы накормить, перепеленать, согреть его, но и для того, чтобы общаться.
Если ребенок здоров, его мозг функционирует полноценно, взрослому не нужно прилагать специальные усилия, общаясь с ним. Один возрастной период сменяется другим, и родителям кажется, что ребенок всему научился сам.
Если же по каким-то причинам возникают отклонения в функционировании центральной нервной системы ребенка, трудности в работе мозга, родителям приходится прилагать значительные усилия, чтобы научить своего малыша сначала элементарным, а затем сложным действиям, без которых дальнейшее психическое развитие было бы невозможным.
Трудности в развитии таких детей состоят в том, что даже для незначительного продвижения в усвоении нового опыта им требуется значительно больше усилий и времени. Например, чтобы научиться пользоваться ложкой, ребенку нужно уметь целенаправленно двигать рукой, узнавать ложку среди других предметов, а значит, различать и сравнивать их свойства, уметь использовать ложку по ее назначению - набирать ней пищу и подносить ко рту. Здоровый ребенок учится этому быстро, родители даже не замечают последовательности овладения им нужными знаниями и умениями. Если же в работе детского мозга есть определенные недостатки, малыш теряет способность легко и самостоятельно усваивать все, что делают взрослые, он не успевает за темпом жизни здоровых людей. Такого ребенка следует не спеша, последовательно всему научить, необходимо приспособиться к его индивидуальным возможностям. Часто родители замечают это отставание с опозданием. Действительно, не все дети в точно установленные сроки достигают соответствующего уровня развития, овладевают навыками и умения. У одних речь развивается стремительно, так что в полтора года они уже строят фразу, другие же достигают всего лишь в три года, а то и позже. Конечно, родителям хочется думать, что их малыш вот-вот всему научится. Только со временем, когда отставание от сверстников становится очевидным, возникают первые тревоги и вопросы, что и как сделать, чтобы помочь ребенку.
Заметив отставание ребенка в развитии, не стоит впадать в отчаяние, но и не следует надеяться на легкий успех. Главное - последовательно и настойчиво помогать малышу научиться тому, чего он еще не умеет, но уже способен научиться. Конечно, родителям необходимо иметь определенные педагогические знания. Однако воспитание каждого ребенка - работа творческая. Родители лучше, чем кто-либо другой, знают своего ребенка. Поэтому какими бы пособиями они не пользовались, им нужно будет самим сориентироваться в том, что их ребенок уже умеет, а чему ему необходимо научиться, какие задачи будут полезны, а какие - нет. Если упражнение слишком легкое, ребенок выполняет его быстро, и дальше не будет проявлять интерес. Если же слишком тяжелое, то даже после помощи взрослого ребенок не сможет повторить его, потому что ему неинтересно, он не понимает, чего от него хотят. Полезны такие задачи, которые ребенок решает с помощью взрослого, а затем может перейти и к самостоятельной работе.
Пытаясь развивать ребенка, родители часто допускают ошибку, которая способна свести на нет все их добрые намерения: они считают серьезными только те задачи, которые происходят в саду, школе (сажают ребенка к столу, пытаясь учить писать, учить цифры, буквы). И, конечно, не достигают успеха, потому что ребенок еще не созрел, чтобы целенаправленно учиться. Для него хорошая та наука, которой он не замечает, наука, которую он постигает, продолжая играть.
Перед родителями стоит задача - не выполнять роль учителя на уроке, а интересной игрой, непринужденным общением развивать своего ребенка. Ребенок с определенными недостатками в функционировании нервной системы в каждый возрастной период без специальной помощи не успевает пройти тот этап развития, который проходят его здоровые ровесники. Специальные занятия с таким ребенком будут успешными тогда, когда удастся восполнить пробелы предшествующего развития. Следует также помнить, что не все из упущенного в раннем детстве можно наверстать. Решающее значение в развитии ребенка имеет бдительность родителей и их знакомство с определенными закономерностями развития человеческой психики.
Встречи родителей предоставляют возможность общения и совместного досуга для родителей и детей. Целью работы с родителями являются: взаимоподдержка родителей, возможность обмена опытом, совместное проведение досуга для родителей и детей и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)