Нарушения развития и особенности поведения
Аутизм и расстройства спектра аутизма является одной из самых распространенных форм инвалидности у детей. Однако, несмотря на распространенность, расстройства спектра аутизма являются наименее верно и вовремя диагностированными среди других форм инвалидности, что обусловливает то, что этим детям часто не предоставляется надлежащая реабилитация, а соответственно теряются возможности помочь этим детям в развитии и самореализации.
Общество в целом, общество родителей и специалистов очень мало знакомы с проблемой аутизма, доступной, современной информации очень мало - и как следствие процветает много мифов и ложных представлений. Учитывая нарушения развития и особенности поведения, дети с аутизмом часто испытывают предвзятое, стигматизированное отношение, им отказывают в интеграции в детские сады и школы. Большой стресс переживает также семья ребенка – из-за отсутствия информации, надлежащей профессиональной помощи, социальной поддержки, отсутствия надлежащих программ помощи. Несмотря на это, современные исследования показали, что благодаря своевременной диагностики в раннем возрасте возможны эффективные вмешательства, которые позволяют значительно улучшить прогноз развития ребенка с расстройствами спектра аутизма, возможна социальная интеграция в будущем. Во всех развитых странах созданы программы раннего вмешательства для детей с расстройствами спектра аутизма, наработаны эффективные модели и методики ранней реабилитации нарушений развития у ребенка и психологической поддержки семьи.
Этапы диагностических и реабилитационных мероприятий в программе Раннего Вмешательства для детей с расстройствами спектра аутизма можно условно разделить:
- раннее выявление детей с вероятным аутизмом и направление их на более детальное обследование;
- установление диагноза аутизма и проведение комплексного обследования;
- представление данных обследования родителям и индивидуальной программы помощи семье и ребенку;
- собственно реализация этой программы;
- передача или направление ребенка на другие программы по завершению Раннего Вмешательства.
- выявление детей с вероятным аутизмом и направление их на дальнейшее обследование
- этап является одним из важнейших, поскольку при аутизме раннее выявление и предоставление своевременного вмешательства в раннем возрасте являются чрезвычайно важными, учитывая эффективность и прогностическую значимость таких вмешательств.
- кроме непосредственного наблюдения за поведением ребенка и опроса родителей о возможных симптомах аутизма, важно рекомендовать применять скрининговые опросники, которые можно применять у детей с подозрением на расстройства спектра аутизма, как один из дополнительных методов обследования.
- типичные симптомы расстройств спектра аутизма:
- Ребенок редко устанавливает зрительный контакт, или же устанавливает зрительный контакт необычным способом (например, смотрит на вас косо, смотрит как сквозь вас).
- Проявляет гораздо меньше интереса, чем ожидалось бы, к тому, что происходит вокруг.
- Преимущественно играет сам, находится как будто в своем собственном мире.
- Ребенок не копирует игры других детей, поведение родителей.
- Обнаруживает отсутствие интереса к игре со сверстниками.
- Ребенок начинал говорить, а потом перестал.
- Не реагирует на простые указания, на обращенную к нему речь - хотя, поведение в других ситуациях указывает на то, что у ребенка нет проблем со слухом.
- Развитие речи ребенка не соответствует возрасту.
- Механически повторяет услышанные слова, например, высказывания из телепрограмм. Повторяет их многократно.
- Не использует жестов, мимики при общении.
- Повторяет в ответ последние слова обращений в его адрес.
- Чрезмерно боится резких звуков (например, шума пылесоса), часто закрывает при этом ладонями глаза, уши.
- Не любит, чтобы к нему касались, обнимали, гладили по голове.
- Ребенок имеет стереотипные движения, например, щелчок пальцами, кручение головой, раскачивание.
- Протестует против изменений в окружающей среде или в образе жизни (например, против изменения мебели в квартире или изменения маршрута, по которому ходит в садик).
- Ребенок чрезмерно увлекается числами, датами, отдельными предметами, какой-то одной темой.
- Любит крутиться на месте или увлекается предметами, которые крутятся.
- Имеет ограниченный круг предпочтений, например, любит играть только одним (часто необычным) предметом, часто и многократно составляет в ряд свои игрушки и т.п.
- Ребенка трудно остановить, отвлечь от однообразных, повторяющихся действий или фраз.
- Привязывается к непривычным вещам, любит играть лентами, камнями, палочками или волосами и т.п.
- Требует точного соблюдения установленных ритуалов, резко реагирует на любые изменения (например, настойчиво требует придерживаться одинаковой последовательности действий, покупая что-то в магазине, или же есть только из определенной посуды, одеваться только в определенную одежду, ходить постоянно той же дорогой и т. п.).
- симптомами аутизма могут быть:
- Отсутствие надлежащей невербальной коммуникации в годовалом возрасте (неадекватный язык тела, отсутствует улыбка, нарушен зрительный контакт, телесный и др.).
- Задержка речевого развития (ни слова в 16 месяцев, нет фраз из двух слов в 2 года).
- Регресс речевого развития.
- Создается впечатление, что у ребенка нарушения слуха (не реагирует на имя, когда зовут и т.п.), хотя в отдельных ситуациях признаки нормального слуха.
- Ребенок не умеет играть игрушками по назначению (а взамен, например, выкладывает их в ряды), отсутствует воображаемая игра (то есть, например, играть кубиком как машинкой и т.п.).
- Чрезмерная привязанность к одному предмету или игрушке.
- Ребенок не использует невербальное общение для того, чтобы указать на свои нужды (например, указать пальцем на бутылочку с напитком).
- , специалистам первого звена важно помнить, что все эти симптомы не указывают однозначно на аутизм - необходимо профессиональное обследование на предмет аутизма, проведение дифференциальной диагностики.
- обследование должно осуществляться в соответствии со стандартами обследования в детской психиатрии и включать в себя:
- Сбор анамнеза - прежде всего, с ориентацией на симптомы аутизма, их выраженность, динамику; медицинский и генетический, семейный анамнез. При опросе родителей важно особое внимание обратить на наличие симптомов аутизма и их подробную характеристику (в частности, в основных проблемных сферах - социальное взаимодействие, отношение ребенка с окружающим миром, развитие речи и общения, развитие игры, наличие стереотипного поведения), наличие других проблемных аспектов развития и поведения.
В помощь стандартной процедуре сбора анамнеза разработаны многочисленные опросники по симптомам аутизма, которые позволяют проверить все возможные его проявления и сэкономить определенное время на опрос.
- Непосредственное обследование ребенка - включает как базовое педиатрическое обследование, так и прицельное психиатрическое обследование с фокусом внимания на уровне психологического развития ребенка (когнитивного, речевого), характеристике социального взаимодействия, коммуникации, характеристике игры ребенка, взаимодействия его с предметами окружающего мира, адаптационных навыках.
- отметить, что не всегда в условиях консультации в кабинете психиатра могут проявиться все проблемные симптомы поведения ребенка - поэтому могут потребоваться дополнительные встречи, наблюдения за ребенком в привычной среде (дом, улица, садик и т.д.) - как напрямую, так и путем анализа видеозаписей. Кроме такого базового психиатрического обследования разработаны дополнительные структурированные процедуры обследования детей с расстройствами спектра аутизма - это ценные клинические инструменты, применение которых позволяет тщательно проверить и оценить выраженность в баллах симптомов аутизма, но их применение требует длительного времени (а чтобы компетентно овладеть ими - тоже нужно довольно много времени и специализированное обучение).
- В процессе обследования психосоциального, семейного контекста жизни ребенка устанавливается понимание того, в какой семье воспитывается ребенок, как воспринимаются родителями нарушения развития ребенка, как влияют особые потребности ребенка на динамику семейной системы и др. Это происходит как путем вопросов, так и непосредственного наблюдения за взаимодействием членов семьи между собой. В процессе знакомства с семьей реализуется также важная задача построения партнерских отношений с родителями, установления доверия.
Детский психиатр может направить семью на дополнительные обследования по показаниям - в частности, неврологическое обследование, сурдологическое обследование, генетическое и др. При этом важно избегать так же лишних обследований (на данный момент нет никаких инструментальных или лабораторных методов диагностики расстройств спектра аутизма).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)